Россия и национальный вопрос
Впервые в новейшей истории России Президентом определен приоритет общегражданской идентичности над «этнонациональной». Поставлена стратегическая задача – объединить гражданское общество «русским культурным ядром».
Впервые за двадцать лет обозначена ясная цель – воспитание мировоззрения гражданского Единства, цементирующего нацию на основе традиций тысячелетней русской духовности, соборности, нравственности, открытости, чести, достоинства – всего того, что исконно присуще тысячелетней Державности и величию России.
Межнациональные отношения в современной России – «пороховая бочка» с подожженным бикфордовым шнуром, длину которого не дано знать никому.
Команду Президента об интеграции в единый социум, в «цивилизацию, скрепленную русским культурным ядром» необходимо выполнять, но никто не знает: что делать и как?
Извечно русский вопрос: «Что делать?» может разрешить только радикальная ликвидация злокачественного «этнонационального» наследия и инновационная соборная Идеология Единства для защиты комплементарного мировоззрения граждан России от националистической ереси.
Необходимо изменить приоритеты национальной политики с фольклорно-этнографического на национально объединительный, обеспечивающий задачи формирования гражданской нации.
Важно, «Кто» будет реализовывать эту стратегию и «Как».
Кроме конкретных ответов на вопросы «Что делать?» (направления, основные принципы, задачи) и «Как?» (конкретные механизмы реализации) архиважны Форма и Содержание.
Форма – это способы, методы информирования, разъяснения, убеждения, пропаганды, формирования общественного мнения, которые определяют поведение и уверенность граждан в справедливости, правоте позиции государственной Власти, воздействуя на социум на уровне сознания и подсознания.
Содержание – это патриотический смысл Идеологии национального Единства и Согласия России, вербальная реализация принципов соборности, понятий «Отечество», «Родина», «единый культурный код».
Граждане России не против предложенного возрождения сокрушенной в 1917 году русской державной идентичности, но люди не осознают соборного смысла, созидательных целей, а самое главное, последствий изменения умозрительного «этнонационального» статуса.
Первая проблема – в понимании терминов, названий, слов.
Большинство граждан России не жаждут быть «Россиянами» и утратили понимание смысла и содержание универсума – РУССКИЙ.
Татары, башкиры, дагестанцы, чеченцы, якуты, калмыки и сотни других номинальных этно-идентичностей не желают называться «Русскими».
В современном российском социуме, общественно-политических реалиях для объединяющей ментальности российских граждан крайне необходим неологизм, новый, современный, универсальный политоним самоидентификации населения России в соответствии с общегражданским статусом, либо долговременная идеологическая работа по нивелированию этнического наполнения гражданской принадлежности.
Вторая проблема. Находясь в плену «этнонациональных» стереотипов, граждане России ошибочно видят в общегражданской идентичности не благо и Единство, а утрату иллюзорной исторической памяти, генетической гордости, фантомной «этничности», «родоплеменных» традиций, ущемление виртуальных прав и свобод. Не могут принять и осознать, что на историю, культурное наследие, религию, родной язык, традиции, обычаи предков никто не покушается.
Бережное и уважительное отношение к достоинству, исторической памяти, самобытности, родовой гордости, обычаям, семейным традициям каждого человека необходимо априори, но без возведения потребности личного культурного самовыражения в ранг общегосударственной политики, в сферу регулирования исполнительной и законодательной власти и бюджетного финансирования.
Пока же творцы и «отцы» «национальной политики» России умозрительно и созерцательно ищут спасение России от этнического национализма, шовинизма, расизма, надеясь на Божье Откровение и Благодать.
Часть 1. Проекты, концепции, стратегии национальной политики России
«Этнонационализм» в современной России развивается самостийно и взрывоопасно, в наивных попытках «экспертов от власти» регулирования «горячих точек» царят анархия, раскольничество, произвол и лишь воспроизводятся идеальные условия для дестабилизации, сепаратизма, конфронтации, реинкарнации «феодальной» жизни.
Программные документы и проекты «этнонациональной политики», заявления региональных лидеров, псевдонаучные политизированные «труды» «мародеров от истории» пестрят многочисленными стереотипами, неологизмами, фантазиями о сотнях автохтонных «этносов» на территории России, генеалогически восходящих «с незапамятных времен» к росам, варягам, ведам, хазарам, венедам, антам, аварам, скифам, ариям, славянам, гуннам, финно-уграм, тюркам, аланам, балтам, булгарам.
В среде политиков, ученых, чиновников, историков, экспертов господствуют антагонистические взгляды, взаимоисключающие убеждения о собственной непогрешимой правоте, но отсутствует объективный анализ агрессивно прогрессирующей «межнациональной» ненависти и вражды. Никто не предлагает победные технологии, результативные пути, механизмы, способы хирургического лечения «этнонационального» психоза XX века.
Большинство идей и теорий по разрешению «национального вопроса» представляют собой тупиковые, амбициозные изыски, но претендующие на истину в последней инстанции.
Предлагаемые Власти и обществу, возведенные в ранг Абсолюта концепции и стратегии основаны на антинаучной политизированной идеологии «этнического эгоизма», на антагонистических, волюнтаристских, поверхностно-стереотипных подходах. Вместо конкретных предложений выдвигаются утопические постулаты, нереализуемые на практике.
Порочная методология разработки законодательства по межнациональным отношениям изначально обрекает все законопроекты на недееспособность. Общая гуманистическая фразеология «давайте жить дружно» и «быть добру» подходит больше к лозунгам и застольным тостам.
Созидатели «единства и борьбы» «этносов» в неуверенном конструировании пытаются идти «вверх по лестнице, ведущей вниз».
Невозможно устранить смысловые противоречия предлагаемых Власти и гражданам бинарных альтернатив:
построить единую, сильную, централизованную Россию, и сохранить этно-территориальное государственное устройство;
укрепить целостность Российской Федерации и развивать самостоятельность национально-территориальных субъектов;
скреплять Гражданское Единство русским культурным ядром и превозносить «этнонациональную» бытовую самобытность и вековую уникальность;
создавать Единую общегражданскую идентичность, духовную общность и отстаивать интересы и права сотен и тысяч «этнических групп»;
укреплять интеграцию российского общества и пропагандировать «самоопределение народов».
Все концепции и стратегии созданы одной и той же бессменной командой идеологов и политиков – «близнецов-братьев», представляют собой несостоятельное лженаучное законотворчество, утопические попытки с нулевым результатом:
«Концепция государственной национальной политики Российской Федерации» (1996);
«Об основных направлениях государственной национальной политики Российской Федерации на Северном Кавказе» (1999);
«Об основах государственной национальной политики Российской Федерации» (2006);
«Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (2013).
Последний законопроект клонирования нежизнеспособных моделей «этнонациональной» гармонизации – очередная попытка совместить несовместимое, «запрячь в одну телегу коня и трепетную лань».
Наивная попытка «спрятать голову в песок» и позиционировать «Стратегию до 2025 года» как инновационную панацею стабильного развития России можно расценивать как новую вывеску для маскировки старого фасада.
«Стратегия государственной национальной политики Российской федерации по-новому выстраивает модель развития межнациональных отношений с учетом произошедших перемен и трансформаций первого десятилетия 2000-х годов…»
но при этом
«…разработана с учетом преемственности основных положений Концепции государственной национальной политики Российской Федерации 1996 года».
«Новейшая» Стратегия – предлагает от ИМЕНИ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО все те же неразрешимые противоречия взаимоисключающих альтернатив.
ОБЪЕДИНЕНИЕ | РАЗДЕЛЕНИЕ |
(п. 2) укрепление государственного единства и целостности России.
(п. 19. а) Государственная целостность, национальная безопасность Российской Федерации, единство системы государственной власти. (п. 19. в) Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения. (п. 21) Формирование общероссийского гражданского самосознания. |
(п. 19. б) Самоопределение народов Российской Федерации.
(п. 19. м) Разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации. (п 19. з) Обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов (малочисленных этнических общностей), включая поддержку их экономического, социального и культурного развития. (п. 17. б) Сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России. |
Если проанализировать и систематизировать смысл парадоксальных постулатов «Стратегии», попадаешь в тупиковый лабиринт.
Авторы «Стратегии» одномоментно предлагают объединить диаметрально противоположные идеологии, свести в одно несовместимое целое синтез (соединение) и расщепление. В своем заблуждении видят ключ к Единству и Согласию, фатально обрекая начинания на неосуществимость.
Нереализуемые идеологемы — лозунги – «многонациональный народ», «этнокультурное развитие народов», «национальное самолюбие», «этнический колорит», «дискриминируемые этносы», «этническая идентичность» – предлагают государству и обществу для скорейшего его убиения.
Кто реально определяет политику и направления «межнациональных отношений», влияет на динамику соотношения позитивного и негативного (пока с явным преобладанием последнего)?
Все те же проповедники «этничности», загнавшие население России в трясину «этнонационального» психоза. И чем активнее граждане России пытаются выбраться, тем быстрее тонут.
Аналогичные события не раз происходили в истории, когда представители интеллектуальной элиты предлагали Власти теории, идеи, концепции, стратегии, пути к благоденствию и процветанию.
Все они основывались на утопических теориях Справедливой Власти, изобиловали демагогией, словотворчеством, но не предлагали победных технологий, практических путей, рычагов и механизмов ликвидации социальных эпидемий.
Бесплодные, отдающие феодальным духом, по сути этнократические «проекты», «концепции», «стратегии» сдабриваются великорусской доминантой и от имени руководства государства выдаются за новейшие интеллектуальные разработки в области «национального вопроса».
Быть может, не вина, а беда большинства конструкторов «этнонациональной» политики – в непонимание смысла государственного национального единства России.
«Этноидеологи» упорно и системно пытаются соединить стремление в превосходной степени выразить свое глубочайшее поклонение и высочайшее почтение к Великорусской доминанте и угодничество региональным лидерам, вождям, кланам в создании особых привилегий для местной элиты, в насаждении амбициозной, агрессивной, «феодальной» «самобытности», «уникальности», «неповторимости».
Авторы мудреных концепций и стратегий не могут взять в толк, что «единство в многообразии» возможно только на общенациональном уровне государства, при едином для всех равенстве прав и свобод независимо от «этнонациональности».
Интересы, права, свободы гражданина государства Российского неизмеримо выше, значительнее, ценнее, больше гарантированы и лучше защищены, чем права и свободы представителя любой «этнонациональности» либо иной виртуальной «общности»
Смысл и значение Русской нации однозначный и исчерпывающий: Россия – это общегражданское соборное Единство самобытных, неповторимых, разных индивидуумов.
Это и есть «единый культурный код».
Единственная политическая общность в государстве, не подлежащая расширительному и двусмысленному толкованию – народ, нация, гражданство.
Пропаганда, законодательное закрепление «этнической исключительности, самобытности, неповторимости», построение социального благополучия на мифическом фундаменте «этнической уникальности» – признание собственной слабости, неспособности без «миссионерства», «гуманитарной» помощи (автохтонным этносам) самостоятельно достичь успеха, благополучия и признания.
Любая попытка создать внутри России «псевдоэтнические» административно-территориальные, «уникальные», «самобытные», «неповторимые» союзы, анклавы, альянсы, коалиции, «национально-культурные автономии», конфедерации, ассоциации, диаспоры и другие «феодальные» структуры во внутригосударственном устройстве по «этно-национальным» критериям – есть верный путь к разрушению гражданского Единства.
Любые этноструктуры – это сознательное возведение искусственных границ между гражданами и Властью, феодальных крепостных стен, разделяющих людей, зоологическая разметка удельно-княжеских территорий, социальных сфер влияния и контроля.
Внутригосударственные «этнонациональные общности» уничтожают общенациональное Единство, с патологической точностью воспроизводят в России феодальную иерархию Средневековья, государственное устройство времен феодальной раздробленности, систему вассалитета, феодальные внутриклановые «табели о рангах», иерархическое подчинение, противостояние и столкновения на местах.
Сторонники «этнонационального» обустройства России забывают, что феодальные «понятия», конструкты всегда приводили к гибели Империй, распаду государств, и даже современное словотворчество о демократии и ценностях абсолютной свободы не смогут заставить «лебедя, рака и щуку» тащить воз в одну сторону.
Лидеры «этнонациональных» структур, автономий, анклавов (феодалы) требуют от Верховной власти все больших привилегий, самостоятельных организационно-распорядительных полномочий для управления территорией, неограниченной самостийности в подборе и расстановке кадров, жаждут все большей власти, бюджетных денег и меньшей зависимости от центра, большего диктаторства в отношении подвластного населения (вассалов). Не достает лишь права чеканить собственную монету.
Если воля, позиция, политика Верховного и ближайшего совпадают, затруднений не возникает. Если нет – создается вредоносная среда для распространения «этнонационального» психоза, процветания анклавов сепаратизма, конфронтации, коррупции, политики двойных стандартов.
Централизованная власть ослабляется запутанной иерархией – пирамидой рангов, кланов местных амбициозных властолюбцев, конфликтующих между собой.
«Этнонационализм» создает условия для благоденствия «золотой аристократии», которая обладает реальной, неподконтрольной властью, паразитирует на государственных бюджетных дотациях, закабалении и обирании подвластного населения.
Получив от центра бюджетные дивиденды и «войдя во вкус», титульные лидеры, полагая, что они верноподданнически выполняют державные установки, на самом деле уродуют мировоззрение граждан России, уничтожает исконные, святые исторические ценности Отечества.
Под аккомпанемент пафосных рассуждений мелкопоместных националистов о средневековой самобытности, родоплеменной гордости, генетической уникальности истинные символы и ценности национальной государственности России превращаются в обезличенные сегменты транснационального капитала.
Державность Власти и гражданское Единство требуют единообразного управления государством и обществом без «этнонационалистической» червоточины. Альтернативный вариант – новая феодальная раздробленность и гражданская война.
Учет и динамика «этнонационального» состава населения СССР–России наглядно показывает антинаучность критериев «этнонационального», нелепость, фальшивость самой идеи «этничности».
В 1921 г. «прародитель» «национального вопроса», комиссар по делам национальностей И. Сталин в статье «Октябрьская революция и национальная политика русских коммунистов» («Правда» № 251, 6–7 ноября 1921 г.) заявил о «более чем двадцати национальностей необъятной России».
26 декабря 1922 г. в докладе на Х Всероссийском съезде Советов «Об объединении Советских республик» Сталин объявил о существовании в стране «не менее 30 национальностей».
25 ноября 1936 г. в докладе на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов «О проекте Конституции Союза ССР» Сталин утверждает: «В Советский Союз входят около 60 наций, национальных групп и народностей».
По материалам переписи всеобщей переписи населения СССР 1959 г. в СССР насчитывалось 126 «этнонациональностей»;
по данным переписи 1970 года – 118;
по данным переписи 1989 г. – 128;
по результатам переписи 2004 года, только в Российской Федерации – 776 «этнонаименований», которые были сведены к 182 (142 самостоятельных народа и 40 этнических групп, входящих в состав некоторых самостоятельных народов).
Всероссийская перепись населения 2010 года объявила о 193 национальностях. Приказом Росстата от 27.01.2010 г. № 7В утвержден «Алфавитный перечень возможных вариантов самоидентификации», где официально зафиксировано 1840 «этнонациональных» маркеров.
Субъективизм родоплеменного деления разрушает русское соборное Единство, извращает истинный смысл любви к Отечеству, служения Отчизне, «заставляет своими руками уничтожать собственную Родину».
Это и есть исторический цинизм и трагедия России.
Часть 2. Русский. Соборность, Единство
«Великая миссия русских – объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, «всемирной отзывчивостью», по определению Федора Достоевского, скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар». (В. Путин)
Идея Единства всегда была смыслом бытия Русской земли.
До поражения вирусом «этнонационализма» наше Отечество победно преодолевало кризисы и потрясения, войны и бедствия. Они лишь укрепляли Русскую духовность и Единство. Само это Единство было фундаментом величия русского народа и государства, инструментом преодоления любых бедствий.
Смысл и основа Русского – не в «национальности», а в Державности. В этом была суть созидательной политики Российского Государства.
Смыслом «русского» всегда были:
– Государство как сообщество людей, не разделенных «племенным» соперничеством.
– Государственность как политическое оформление коллективных интересов всех сограждан, а не победоносных колонизаторов.
– Максимальная в истории человечества соборная, общинная, религиозная и просто соседская терпимость и комплементарность.
В жизни русских было объединение исключительно на основе территории, земли, а не родства крови, генеалогии. Русское подданство, российское гражданство объединило сотни народностей на огромной территории.
Русский неотделим от традиционно русской открытости к сотням иноземных культур инородцев, которые питали, взращивали, обогащали, создавали величие и могущество России, где «постоянно шел процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения, смешивания народов на семейном, на дружеском, на служебном уровне»[1].
Россия – «вся сплошь как один человек. Все восемьдесят миллионов ее населения представляют собою такое духовное единение, какого, конечно, в Европе нет нигде и не может быть»[2].
В состав Российской империи входили народы различных верований: православные, мусульмане, католики, протестанты, люди разных культур, разных цивилизаций.
Религиозные устои православия, ислама, буддизма закрепили лучшие нормы нравственности и духовности не только в жизни отдельных людей, но и общества. Дружба народов и религий для нас не пустые слова, но реально переживаемый опыт, сформированный веками и выстраданный общей историей.
«Не искоренить, не подавить, не поработить чужую кровь, не задушить иноплеменную и инославную жизнь, а дать всем дыхание и великую Родину всех соблюсти, всех примирить, всем дать молиться по-своему, трудиться по-своему и лучших отовсюду вовлечь в государственное и культурное строительство».
Это мировоззрение и миропонимание стало Русской национальной идеей, фундаментом Единства бескрайних российских территорий и населения, основой для закономерного и системного присоединения новых земель, привлекательности дальнейшей интеграции в единство Российского общества и государства.
Именно в этом была сила исконно русского, в многообразном единстве множества древних культур, традиций, верований, самобытных обрядов, празднований и обычаев.
Это и есть наше общее богатство: уникальная способность к познаванию других, собирание земель и народов, великодушие и доброжелательность ко всем, самопожертвование во имя ближнего, любовь, духовность и нравственность в личной жизни и деяниях. Это и есть «русский».
И как только мы это забываем, как только начинаем отнимать, делить, ненавидеть ближнего, как только начинают расцветать расизм и национал-шовинизм – возникают смуты, раздробление государства, войны, революции, приводящие к гибели миллионов соотечественников.
Россия известна на исторической карте мира под разными политическими, государственными, религиозными и цивилизационными формациями. На ее территории возникали и исчезали ханства, каганаты, княжества, царства, империи, перемешивались десятки тысяч родов и племен Европы и Азии.
Физическое здоровье российского народа поддерживалось и укреплялось генами и энергетикой все новых и новых мигрантов, постоянным трудом на природе, крепкими семьями и здоровыми традициями.
В нынешней России невозможно найти человека, в чьих генах не сохранилось бы следа постоянно шедших и идущих сегодня процессов консолидации, ассимиляции, миксации, интеграции, смешения, взаимообогащения.
Создавали Россию люди с разным генотипом и происхождением – множество переплетенных корней, питающих общий ствол единства русского народа. Не кровнородственные «этносы», а выходцы из разных территорий: хазары, тюрки, греки, варяги, аланы, византийцы, арабы, евреи, финно-угры, германцы, шотландцы, голландцы, французы, армяне, грузины, персы, иранцы, татары, шведы, австрийцы, итальянцы, англичане…
«Распутать» клубок кровнородственных связей на протяжении тысячелетней истории России невозможно, да и не нужно.
«Судьбы евразийских народов переплелись друг с другом,
прочно связались в один громадный клубок,
который уже нельзя распутать,
отторжение одного народа из этого единства
может быть произведено только путем
искусственного насилия над природой
и должно привести к страданиям».
(Николай Трубецкой, основоположник евразийства. «Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока», 1925)
«Этническое» наполнение слова «русский», мотивирование вымышленной принадлежностью к определенному кровно-родоплеменному союзу абсолютно абсурдно, невежественно и преступно прежде всего по отношению к памяти наших великих предков.
В каждом русском, в каждом гражданине России, в каждом жителе России содержится необъятная генеалогическая палитра, объединившая за тысячелетия множество рас, культур, цивилизаций, верований, антропологических признаков, генетически вобравшая в себя все достижения ума и духа предков – на разных уровнях и фазах интеграции. Это аксиома.
Именно потому Россия достигла небывалого величия и могущества в начале XX века. Ни одна из мировых держав не могла сравниться с ней, встать в один ряд ни по территории, ни по приросту населения, его мозаичности, ни по форме государственного устройства и управления, ни по каким другим параметрам.
Россия стала локальной цивилизацией с огромным объединительным потенциалом, богатым генофондом. Она была первой среди первых, притягательным центром лучшей жизни.
Октябрьский переворот 1917 года прервал рекордный цивилизационный прогресс России.
Мощнейшая Российская Империя, созданная не псевдо-«этносами», а русскими, подданными Русского государства, которые видели в ее процветании гарантии своего благополучия и развития на принципах соборности и равенства, в начале XX века опережавшая по темпам развития все страны мира, фактически победившая в I мировой войне, была предана и оболгана.
Часть 3. Зарождение и становление «этнонационального» в России
Чуждые homo sapiens идентификация и разделение граждан России по «национальности» обнародованы и провозглашены большевиками в 1913 году, в Кракове.
Статья «Национальный вопрос и социал-демократия» была напечатана в журнале «Просвещение» в 1913 г. В 1914 г. переименована в «Марксизм и национальный вопрос».
Суть работы – компиляция фантомных идей, неоформившихся взглядов и неуверенных мыслей немецкого марксиста К. Каутского, австрийских О. Бауэра и К. Реннера (Р. Шпрингера) и пустопорожнее полемическое дискутирование с двумя последними.
Цель – заразить национальные окраины маниакальной ересью национализма, родоплеменными атавизмами удельно-ханской власти, прельстить уездно-улусовыми наделами.
Большевики заложили основы зоологической ненависти между «русскими» и «нерусскими», развели население Российской Империи по разные стороны баррикад, инициировали братоубийственную гражданскую войну.
Статья «Марксизм и национальный вопрос» – идеология разрушения России по принципу «разделяй и властвуй». Программным моментом была фикция – провозглашение права «наций» на самоопределение. Суть сталинско-ленинской «национальной политики» – лицемерная, циничная демагогия об иллюзии суверенности, независимости.
Смысл идеологического оболванивания идеально точно охарактеризовал историк, патриот России Аполлон Кузьмин: «Чего стоит «теория апельсина»: расчленить Россию по национальным долькам и натравить окраины на центр».
Провозглашение Лениным «права наций на самоопределение» привело к раздроблению России. Сначала отделилась Финляндия, затем Польша, Литва, Курляндия, Лифляндия и Эстляндия. На Кавказе Россия уступила Турции Карс, Андагар, Батуми. В результате Россия лишилась почти 1/3 населения и огромной территории общей площадью около миллиона квадратных километров.
Апофеозом последствий межнациональной вражды стало свержение Самодержавия, гибель Империи. В горниле революции и гражданской войны десятки миллионов лучших собратьев. Трагедия сталинской депортации по «национальному признаку» вновь наглядно показала истинное лицо «национальной политики» большевиков.
Укрепив власть, большевики отказались от идеологии «национального» разделения. Необходимость в дальнейшем разрушении России и стравливании населения отпала. Стали возрождать (и довольно успешно) ими же разрушенное государственное единство системой жесткой, ничем не ограниченной тоталитарной диктатуры ВКП(б) и КПСС.
Эскалация «этнонациональных» проблем сегодня – прямое следствие разрушения Советского Союза.
В 1990 году Съезд народных депутатов РСФСР провозгласил Декларацию о суверенитете, что привело к Беловежскому сговору ренегатов и предателей русского народа в 1991 году.
«Продекларировав 20 лет назад суверенитет, тогдашние депутаты РСФСР в запале борьбы с «союзным центром» запустили процесс строительства «национальных государств», причем даже внутри самой Российской Федерации.
«Союзный центр», в свою очередь, пытаясь давить на оппонентов, начал вести закулисную игру с российскими автономиями, обещая им повышение «национально-государственного статуса».
Сейчас участники этих процессов перекладывают вину друг на друга. Но очевидно одно – их действия в равной степени и неизбежно вели к развалу и сепаратизму.
И у них не нашлось ни мужества, ни ответственности, ни политической воли – чтобы последовательно и настойчиво отстаивать территориальную целостность Родины.
С распадом страны мы оказались на грани, а в отдельных известных регионах – и за гранью гражданской войны, причем именно на этнической почве.
Огромным напряжением сил, большими жертвами эти очаги нам удалось погасить. Но это, конечно, не означает, что проблема снята»[3].
Новые вожди России, не ведая, что творят, не задумываясь о трагических последствиях своих действий, в маниакальном угаре корыстного властолюбия, пошли на поводу у антигосударственников, антипатриотов, бездарных политиков, дилетантов-ученых, принесли народ СССР в жертву «этнонациональному» джинну, «распродав» Державу мелкопоместным феодалам.
Ельцинское «берите суверенитета, сколько сможете проглотить», с подачи все тех же творцов «национальной политики» дорого обошлось русскому народу. Это была политическая ошибка, легкомысленная и невежественная, известная со времен Средневековья, если не брать во внимание злой умысел и действия врагов единой и державной России.
Поспешное «реформирование» страны, не сопровождавшееся научным обоснованием или хотя бы здравым смыслом, в национально-государственном строительстве, привело к деградации экономики и культуры, стимулировало «этнонационалистические» притязания региональных элит, появление титульных наций, инициировало уничижительное отношение к правам и достоинству людей «чужой» «национальности».
Выпущенный на свободу «джинн» национализма разделил Россию на «русских», «нерусских», христиан, мусульман, «титульные нации», «малые народы», «разделенные народы», «национальные меньшинства», «коренные народы», «малочисленные народы», беженцев, мигрантов, «хозяев», «гостей», «своих», «чужих».
Тенденция воинствующего национализма еще в 1990-е годы стала де-факто в Татарстане, Башкортостане, республиках Северного Кавказа, в других регионах.
Сегодняшнего, варварского, маргинально-радикального понимания «этнонационального» не было даже у большевиков. Эхо вредоносной псевдоидеологии уже не «слышится», а бьет в набат.
Рецепты лежат на поверхности, но очевидного никто не видит, пока кто-нибудь не выразит его наипростейшим способом. Нужны компетентные профессионалы, генерирующие свежие идеи в сфере социальных технологий и готовых отвечать за победный результат.
Социальные законы человеческого бытия существуют объективно и неизменно. Они действуют применительно к социуму так же, как законы физики, механики, математики в материальной системе мира.
Соблюдение социальных законов ведет к созиданию, консолидации, ладу, процветанию. Нарушение – к разрушению, конфликтам, разобщенности, упадку.
К сожалению, многие из этих действующих законов игнорируются, не осмыслены и не оценены в должной мере, хотя они незримо присутствуют в социуме, реально регулируют отношения, управляют историческим развитием и прогрессом независимо от чьей-либо воли, чьего-либо желания или настроения.
Сегодня нашу соборную общность пытаются лишить её ядра, её стержня. Разрушительные идеи «этнонационализма», дискриминационные конструкты, механизмы антропологической политики и идеологии подрывают тысячелетние основы Единства России.
Субъективизм родоплеменного деления разрушает соборное Единство государства Российского, извращает истинный смысл любви к Отечеству, служения Отчизне, «заставляет своими руками уничтожать собственную Родину».
Любые «этнонациональные» объединения – союзы, автономии, конфедерации, диаспоры – путь к разрушению гражданского Единства, сознательное возведение крепостных стен между гражданами, зоологическая разметка территорий, социальных сфер влияния и контроля, неподчинение законодательной и исполнительной власти, Президенту, отделение от России, анклав сепаратизма.
«Этнонационализм» создает условия для благоденствия «золотой аристократии», которая обладает реальной, неподконтрольной властью, паразитирует на государственных бюджетных дотациях, закабалении и обирании подвластного населения.
Это и есть исторический цинизм и трагедия России.
Институт Стратегии Национальной Безопасности разработал принципиально новую комплексную Программу гражданского согласия России как систему радикальной нейтрализации «этнонациональной» агрессии.
В Программу включены меры геополитического, идеологического, юридического, экономического характера, которые обеспечат гражданские права и свободы независимо от «этнического» статуса.
В Программе определены прикладные направления эффективного и функционального реформирования действующего законодательства, модернизации структур государственного управления, идеологии и просветительства.
В Программе предлагаются передовые технологии, универсальные методы ликвидации кризиса «межнациональных» отношений, современные конкретные механизмы нейтрализации региональных конфликтов, способные дать позитивный результат в реформировании, модернизации, практическом преобразовании российского общества в соборный общегражданский монолит.
Концепция единения государства и общества должна звучать с полной определенностью: ЕДИНАЯ ИСТОРИЯ – ЕДИНАЯ ЗЕМЛЯ – ЕДИНЫЙ НАРОД – ЕДИНОЕ ГОСУДАРСТВО – ЕДИНОЕ БУДУЩЕЕ.
Институт Стратегии Национальной Безопасности
[1] В. Путин. «Россия: национальный вопрос»
[2] Ф.М. Достоевский «Дневник писателя»; Заметки о русском.
[3] В. Путин. «Россия: национальный вопрос»