«Русские! … Трудно найти более самодостаточный народ, чем вы.
… У вас есть все свое: много земли, энергия, топливо, вода, наука, промышленность, культура.
Когда у нас была Югославия и мы были едины, мы ощущали себя великой силой, способной свернуть горы. Теперь, из-за нашей же глупости, национализма, нежелания слышать друг друга Югославии больше нет и мы – прыщи на политической карте Европы, новые рынки для их дорогого барахла и американской демократии.
…Западным «хозяевам» не нужно брать в руки оружие, чтобы уничтожить промышленность и сельское хозяйство любой страны, уменьшить численность населения, разрушить национальное самосознание, отнять политическую независимость и достоинство.
Достаточно вскормить предателей, помочь им соорудить «майдан», привести их к власти, а потом затянуть на шее у населения новой «европейской» страны удавку из многомиллиардных кредитов.
…Запад – цепная бешеная собака вцепится вам в горло.
Братья, помните о судьбе Югославии!
Не дайте поступить с вами так же!»
Слободан Милошевич
(Последнее обращение к русским)
«Народ, не имеющий национального самосознания - есть навоз, на котором произрастают другие народы».
П.А. Столыпин
Идея единства всегда была смыслом бытия Русской земли. До заражения «этнонационализмом» наше Отечество победно преодолевало кризисы, войны и бедствия, которые лишь укрепляли русскую духовность и единство. Само это единство было фундаментом величия русского народа и государства, инструментом преодоления любых бедствий.
Деления и самоидентификации по «национальности» в России до прихода к власти большевиков не существовало. Смысл и основа Русского благоденствия – не в изоляции собратьев и сограждан по мифическому делителю «этнонациональности», а в державности и соборности. В этом были смысл и суть созидательной политики Российской Империи.
Русский в своем удивительном многообразии выработал оптимальные правила «общежития», основанные на уважении интересов, традиций, обычаев, на терпимости и взаимовыручке, умении подчинить личные интересы общинным. Нигде и никогда в России человеческое достоинство не оценивалось по месту рождения.
На этом принципе единства во имя общего, а не личного блага до революции 1917 года и свержения императорской власти созидалась и укреплялась Русская государственность. Смыслом Русского государства всегда было единство собратьев, не разделенных «племенным» соперничеством.
Государство Российское как политическое оформление коллективных интересов всех сограждан было открыто для иноземцев и иноверцев на началах взаимного уважения, духовного и материального обогащения, максимальной в истории человечества общинной, религиозной терпимости.
Это русское мировоззрение и миропонимание стало фундаментом единства бескрайних российских территорий и населения. Принципами русской жизни были добродетели духовно-нравственного здоровья людей:
– честь, достоинство;
– бескорыстность, жертвенность;
– патриотизм, любовь к ближнему;
– доброта, способность к прощению;
– чистосердечие, праведность;
– сострадание, благородство души;
– милосердие, справедливость.
Русский неотделим от традиционно русской открытости к сотням иноземных культур, которые питали и обогащали Россию, создавая величие и могущество нашей страны, в которой «постоянно шел процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения, смешивания народов на семейном, на дружеском, на служебном уровне» [В. Путин. «Россия: национальный вопрос» «Независимая газета», 23 января 2012].
Россия – «вся сплошь как один человек. Все восемьдесят миллионов ее населения представляют собою такое духовное единение, какого, конечно, в Европе нет нигде и не может быть» [Ф.М. Достоевский «Дневник писателя»; «Заметки о русском»].
«Древняя Россия может служить образцом единодушия и единомыслия народного …Обширная Русская земля, даже во времена разделения своего на мелкие княжества, всегда сознавала себя как одно живое тело …В ней не было ни завоевателей, ни завоеванных».
Иван Киреевский. «Духовные основы русской жизни»
Именно в этом была и есть сила исконно русского, в многообразном единстве множества древних культур, традиций, самобытных обрядов и обычаев. Это и есть наше общее богатство: взаимопроникновение, уникальная способность к познаванию других. Собирание земель и народов происходило на основе великодушия и доброжелательности ко всем. В основе этого процесса лежали самопожертвование во имя ближнего, любовь, нравственность в личной жизни и повседневных делах.
Это и есть русский.
Одна из главных особенностей мировоззрения русского человека в любой исторический период заключается в изначальном отсутствии племенного эгоизма. В миропонимании русского социума отсутствует маниакальное «расовое», племенное, удельно-княжеское превосходство и разделение.
«Россия – единственная европейская страна, которая хотя и подчинила себе много разноплеменных народов, но все же не приняла полигенизм (т. е. учение о разном происхождении и, следовательно, неравенстве рас) даже на полицейском уровне. В России полигенисты не могут найти себе союзников, так как их взгляды противны русскому духу».
Николай Миклухо-Маклай. «Духовные основы русской жизни»
В состав Российской империи входили народы различных верований: православные, мусульмане, католики, протестанты. На землях нашего государства живут люди разных культур и цивилизаций. Религиозные устои позволили закрепить самые важные нормы нравственности и духовности. Воплотившись в жизни отдельных людей, они стали нормой для всего общества. Дружба народов и религий для нас не пустые слова, а реально переживаемый опыт, сформированный в течение веков и выстраданный общей историей.
Россия известна на карте мира во время разных формаций. Наша страна знала разные типы государственного устройства, ее народы исповедовали различные религии, на нашей территории существовало множество цивилизаций. Возникали и исчезали ханства, каганаты, княжества и империи, перемешивались десятки тысяч родов и племен.
Продолжающийся процесс интеграции обогатил русскую духовную ментальность доброжелательностью, альтруизмом, терпимостью и широтой души в едином и сильном государстве.
Русский изначально ориентирован на освоение внутреннего мира и достижение гармонии в русском соборном единстве во имя блага и самореализации каждого, утверждающего величие и державность Российского государства.
«Соборность – целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям».
Алексей Хомяков.
Этот принцип стал национальной идеей, корнем величия и могущества России, основой закономерного и системного присоединения новых земель, привлекательности дальнейшего взаимного привыкания и объединения народов всемьях, среди друзей, во время совместного труда.
Русский сопричастен к историческому величию России, впитавшей тысячи народов.
Он готов защищать вечные исконно русские ценности: единство, братство, стремление к процветанию, и ни в коем случае не будет выразителем родоплеменного эгоизма – «этнонациональности».
Именно об этом единстве «российского народа» говорится в Жалованной грамоте дворянству от 21 апреля 1785 г. Екатерины II:
«В истинной славе и величестве империи вкушаем плоды и познаем следствия действия нам подвластнаго, послушнаго, храбраго, неустрашимаго, предприимчиваго и сильнаго российскаго народа, когда верою к Богу, верностию к престолу он управляем, когда труд и любовь к Отечеству соединенными силами стремятся преимущественно к общему благу и когда в военном и гражданском деле примером предводителей поощрены подчиненные на деяния, хвалу, честь и славу за собою влекущия».
Государство Российское всегда было комплементарно к иноземцам и иноверцам с самым разным происхождением. Если рассматривать вопрос генетических корней русских, то они связаны с разными географическими пространствами: Балканы, Прибалтика, Восточная Европа, Сибирь, Алтай, Кавказ, Причерноморье, Поволжье, Приуралье, Аравия, Малая и Средняя Азия, Северная Африка.
«Русский смотрит на все народы, замежеванные в бесконечные границы Северного царства, как на братьев своих, и даже сибиряки на своих вечерних беседах часто употребляют язык кочевых соседей своих, якутов и бурят. Лихой казак Кавказа берет жену из аула Чеченского, крестьянин женится на татарке или мордовке …а Россия называет своей славой и радостью правнука негра Ганнибала».
Алексей Хомяков. «Семирамида»
Давайте посмотрим на наших великих соотечественников, самых что ни на есть русских.
Величайший гений русской поэзии А.С. Пушкин, являвший своим происхождением живую иллюстрацию единства верноподданных Российской Империи, определил свою универсальную «русскость» и миссию истинно русского поэта-творца, сына своего Отечества:
«Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык».
Предки Пушкина по матери – выходцы из Абиссинии [суверенное монархическое государство, в конце своего существования объединявшее территории современных Эфиопии и Эритреи], по отцу – немцы.
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное равнодушие.
…я чрезвычайно дорожу именем моих предков, этим единственным наследством, доставшимся мне от них.
…Мы ведем свой род от прусского выходца Ратши или Рачи, выехавшего в Россию во времена княжества св. Александра Ярославича Невского. Имя предков моих встречается поминутно в нашей истории...
…Родословная матери моей еще любопытнее. Дед ее был негр, сын владетельного князька. Русский посланник в Константинополе отослал его Петру Первому. Государь крестил маленького Ибрагима в Вильне, в 1707 году, с польскою королевою, супругою Августа, и дал ему фамилию Ганибал».
А. С. Пушкин. «Дневники. Автобиографическая проза»
Кто осмелится усомниться в «русскости» Александра Сергеевича, создателя современного русского литературного языка, выдать ему «паспорт» с записью: «национальность» – «эфиоп», уничижительно относиться как к «нерусскому», «нацмену»?
Пушкин – символ России и всего, что дорого русскому человеку.
Разнообразна и примечательна генеалогия многих великих русских.
Русский поэт М.Ю. Лермонтов происходил по отцу из старинного шотландского рода Лермонт, по матери – Арсеньевой – из татар.
Русский поэт и драматург эпохи Просвещения, государственный деятель Российской империи Г. Р. Державин – сын казанского дворянина, потомок татарского мурзы Багрима.
Знаменитый автор «Горя от ума» А. С. Грибоедов – потомок поляка Гжибовского.
Русский поэт-романтик В. А. Жуковский по матери – турок, по настоящему отцу – А. Бунину – из поляков.
Русский писатель и историк Н. И. Карамзин – потомок татарского князя Кара-Мурзы.
Прекрасным подтверждением русской соборности и патриотизма стали великие русские полководцы.
Князь М. И. Голенищев-Кутузов-Смоленский – потомок выехавшего в Россию немца Гавриила.
Мать Кутузова, как и мать прославившегося перед тем за двести лет избавителя Москвы от поляков – князя Димитрия Михайловича Пожарского, была из рода Беклемишевых, ведущего свое начало также от немецкого выходца по имени Льва. [Е. Карнович, «Родовые прозвания и титулы в России и слияние иноземцев с русскими»].
У А. В. Суворова – шведские, армянские корни. П. И. Багратион – грузинского происхождения.
Происхождение русского полководца М. Б. Барклая-де-Толли – шотландское и немецкое; русских генералов: Ф. Я. Лефорта – швейцарское, Ф. Х. Бенкендорфа – франкское, М. Т. Лорис-Меликова – армянское, П. Д. Цицианова, А. Г. Чавчавадзе – грузинское.
«Из числа бывших у нас до сего времени генерал-фельдмаршалов, не считая при этом лиц из русского Императорского и других владетельных домов, двое Разумовских, Гудович и Паскевич, – были природные малороссы.
Из прочих фельдмаршалов, Головин был потомок греческого князя, Шереметев – выходца из Пруссии, герцог Кроа – бельгиец, Сапега – поляк, Брюс – шотландец, Миних – ольденбуржец, двое князей Трубецких – потомки великого князя Литовского Гедимина, Ласси – ирландец, Бутурлин – потомок немецкого выходца, Апраксин – татарина, трое Салтыковых – пруссака, Бестужев-Рюмин – англичанина, Голицын – Гедимина, двое Чернышевых – поляка, также как и знаменитый князь Потемкин-Таврический, происходивший из фамилии заурядных польских шляхтичей Петемнских.
…Таким образом оказывается, что из 45 бывших у нас с 1700 г. фельдмаршалов, исключая лиц из владетельных домов, высшее военное звание принадлежало:
13 – русским, происшедшим от иноземцев, выехавших в Россию,
12 – иностранцам или остзейским немцам,
6 – Рюриковичам,
6 – Гедиминовичам,
4 – малороссам, так что в числе русских были собственно не иноземного происхождения только два фельдмаршала – братья Шуваловы.
Что же касается фельдмаршала Каменского, то род его неизвестен, а о князе Меншикове сохранилось известие, что он был литовского происхождения». [Евгений Карнович. «Родовые прозвания и титулы в России и слияние иноземцев с русскими»]
Русский генерал А. П. Ермолов, командующий Кавказской армией – потомок Арслана Мурзы Ермола (в крещении Иоанн), в 1505 г. выехавшего к Великому Князю Василию Ивановичу из Золотой Орды. Алексей Ермолов в бытность на Кавказе был трижды женат на горянках, заключав с ними мусульманский брак (кебин).
От первой жены Сюйду (из аула Тарки) у него родился сын Бахтияр (в крещении Виктор), дослужившийся до генерал-лейтенанта.
Вторая жена Ермолова, Тотай (девушка из аула Кака-Шура), родила ему сыновей – Омара (в крещении Клавдий, служил адъютантом у Наместника Кавказа М. Воронцова), Аллах-Яра (в крещении Север, после окончания Михайловского артиллерийского училища был отправлен на Кавказ, награжден орденом св. Владимира 4 ст. с бантом «за мужество и храбрость» за осаду Гергебиля), Петра, умершего совсем молодым, дочь Сапият.
От третьей жены, Султаным (из аула Буглен), родился рано умерший сын Исфендияр.
Происхождение русских архитекторов Франческо Растрелли, О. И. Бове, К. И. Росси – итальянское, русского скульптора Этьена Фальконе – французское.
Русский лексикограф и ученый В. И. Даль – потомок выходцев из Дании, Франции.
Предки русского художника И. К. Айвазовского – Ованеса Айвазяна (Гайвазяна) – армянского происхождения.
Русский художник К. П. Брюллов – сын скульптора и гравера французского происхождения Павла Ивановича Брюлло (Brulleau) и Марии Ивановны Шредер (Schroeder), имевшей немецкие корни.
Русский художник И. И. Левитан – из рода еврейских раввинов.
Немецкие корни – у Д. М. Пожарского, у декабристов В. К. Кюхельбекера, П. И. Пестеля, В. И. Штейнгеля, Н. И. Лорера, русского мореплавателя Ф. Ф. Беллинсгаузена.
Русский мореплаватель В. И. Беринг – датского происхождения.
Русский путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай в автобиографии писал, что представляет собой «смесь элементов: русского, германского и польского».
Русский поэт Ф. И. Тютчев – ордынского происхождения.
Русский писатель С. Т. Аксаков – потомок тюрков.
«В книге известного тюрколога Н.А. Баскакова «Русские фамилии тюркского происхождения» (М., 1979) можно найти сотни фамилий, среди которых и Гоголь, и Кочубей, и масса других со всей Восточной Европы.
Свидетельствует же это о том, что расизма в России не было.
Более того. Скажем, фамилия «Аксаковых» происходит от Темир-Аксака: боярин Вельяминов, восхищенный громкими победами завоевателя, дал это имя одному из сыновей.
Таково же происхождение имени Шеремет (род Шереметьевых): оно в честь турецкого полководца Шеремета»[Кузьмин А.Г. «Мародеры на дорогах истории». М., 2005].
Ф. М. Достоевский по линии отца относится к одной из ветвей рода Ртищевых, который берет свое начало от Аслан-Челеби-мурзы.
Польские корни были у русского поэта Е. А. Баратынского, русских художников М. А. Врубеля, К. С. Малевича, русского композитора М. И. Глинки.
Анна Ахматова происходила по матери от татарской княжны.
В жилах Максима Горького текла татарская кровь.
К немецкому роду принадлежали русский писатель А. И. Герцен, русские поэты А. А. Фет, А. А. Блок, З. Н. Гиппиус, художник Н. К. Рерих, русский театральный режиссер В. Э. Мейерхольд, русский изобретатель Ф. А. Цандер, русские политические деятели П. Б. Струве, С. Ю. Витте, В. К. Плеве, русский разведчик Рихард Зорге, русский летчик Н. Ф. Гастелло.
Польские и немецкие корни были у М. И. Цветаевой. Ее муж, Сергей Эфрон, по отцу происходил из еврейского рода.
Потомок немецких, еврейских, шведских родов – русский театральный режиссер С. М. Эйзенштейн.
У русского театрального режиссера В. И. Немировича-Данченко – малоросские, армянские корни.
Еврейские корни – у русских поэтов И. Г. Эренбурга, Б. Л. Пастернака, И. А. Бродского, у выдающихся поэтов-переводчиков, тончайших знатоков русского языка П. Г. Антокольского, В. В. Левика, А. М. Ревича, русского лингвиста Д. Э. Розенталя, русской актрисы Ф. Г. Раневской (урожденная Фанни Гиршевна Фельдман), русских физиков А. Ф. Иоффе, Л. Д. Ландау.
Французские – у русского художника А. Н. Бенуа.
Армянские – у русских композиторов А. И. Хачатуряна, М. Л. Таривердиева.
Аварские – у русского поэта Расула Гамзатова.
А к какой «национальности» отнести российского подданного, великого балетмейстера и педагога, выходца из Франции Мариуса Ивановича Петипа? Или всемирно известного русского композитора Альфреда Шнитке, имевшего немецкие и еврейские корни?
Список можно продолжать бесконечно.
Перечисленные гениальные полководцы, деятели науки и искусства, несмотря на разное происхождение, принадлежат русской истории и культуре, а их свершения неотделимы от национального богатства тысячелетнего Российского государства.
Если на секунду представить Пушкина по «национальному» признаку «эфиопским поэтом», отказать в «русскости» Лермонтову, Ермолову, Багратиону, Брюллову, Левитану, Врубелю, Достоевскому, Петипа, Шнитке, по «справедливости» придется «изъять»
– из французской литературы:
Всемирно известного автора «Трех Мушкетеров» Александра Дюма-старшего, бывшего внуком негритянки;
Гийома Аполлинера (настоящее имя – Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж-Костровицкий; родился в Риме, сын польской аристократки Анжелики Костровицкой, родившейся в Великом княжестве Финляндском);
Родоначальника «театра абсурда» Эжена Ионеско (выходца из Румынии, писавшего на французском языке);
– из французской живописи:
Одного из крупнейших мастеров послевоенного европейского искусства Николя Де Сталя (сын последнего помощника коменданта Петропавловской крепости, генерала русской армии, остзейского барона Владимира Сталь фон Гольштейна, родился в Санкт-Петербурге);
– из итальянского искусства:
Великого художника и скульптора Амедео Модильяни (родившегося в семье евреев-сефардов);
– из испанского искусства:
Великого мастера живописи, скульптуры, архитектуры Испанского Ренессанса Доменико Эль Греко (настоящие имя и фамилия – Доменикос Теотокопулос, а испанская фамилия – дословно «Грек» – красноречиво указывает на греческое происхождение художника).
Продолжать бессмысленно, поскольку если попытаться найти несуществующие в природе гены или антропологические признаки «русскости», «французскости», «итальянскости», «немецкости», «испанскости» в родословных великих людей, то национальные символы и выразители культур разных стран окажутся вне их культурного пространства.
Такая же разнообразная генетическая разнородность свойственна и представителям высшей власти России с древних времен.
Первые русские князья Рюриковичи имели скандинавские корни.
Предки Романовых – литовские.
Дочери Ярослава Мудрого были замужем за европейскими королями. Елизавета – жена норвежского короля Харальда Сурового, Анастасия – короля Венгрии Андраша I, Анна – короля Франции Генриха I.
Польский король Казимир I был женат на сестре Ярослава Добронеге-Марии. Сын Ярослава, Всеволод, был женат дважды. Первый брак – с дочерью византийского императора Константина IX Мономаха Марией. Второй – с половецкой княжной Анной.
Дочь Всеволода и Анны Евпраксия (Пракседис, Адельгейда) была замужем за германским императором Генрихом IV.
Русские святые Борис и Глеб – сыновья киевского князя Владимира от болгарки. Старшего, приемного сына Владимира, Святополка, родила пленная гречанка, беременная от убитого им Ярополка.
Из истории известен яркий пример побратимства Александра Невского с Сартаком – сыном Батый-хана.
Софья Палеолог, жена Ивана Третьего, происходила из византийской императорской династии.
Иван Грозный имел византийские, монгольские, литовские корни.
Борис Годунов – потомок татарского князя Чета, приехавшего на Русь во времена Ивана Калиты.
Императрица Екатерина II (урожденная София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская) по матери принадлежала к Голштейн-Готторпскому княжескому роду, одному из многочисленных княжеских родов Германии. Ее дед (по боковой линии) Фридрих Карл, был женат на сестре Карла XII шведского.
Первой женой Павла I была принцесса Вильгельмина (Наталья Алексеевна), второй – принцесса Софья-Доротея Вюртембергская (Мария Федоровна).
Александр I, старший сын Павла I, был женат на Луизе-Марии-Августе (Елизавете Алексеевне), дочери маркграфа Баденского.
Николай I, младший сын Павла I – на прусской принцессе Шарлотте (Александре Федоровне).
Александр II, сын Николая I, был женат первым браком на принцессе Максимилиане-Вильгельмине-Августе-Софии-Марии Гессен-Дармштадтской.
Александр III, сын Александра II, был женат на Луизе-Софии-Фре-дерике-Дагмаре (Марии Федоровне), дочери датского короля Христиана IX.
Николай II, сын Александра III – на Алисе-Виктории-Елене-Луизе-Беатрисе (Александре Федоровне), дочери великого герцога Людвига IV Дармштадского и внучке английской королевы Виктории.
Историки подсчитали – «великорусской» крови в последнем российском самодержце Николае II было 1/128.Но это был русский царь.
До революции 1917 года понятие «русский» относилось ко всем подданным государства, независимо от происхождения, было универсальной гражданско-правовой характеристикой РУССКОЙ НАЦИИ – ГОСУДАРСТВА, РУССКОГО ПОДДАНСТВА.
Поляки, финны, немцы после принятия русского подданства успешно интегрировались в русский социум, и лишь спецоперация западных спецслужб, перешедшая в лихолетье революции, убийство самодержца Николая II и его семьи, гибель Российской империи прервала этот органичный и процесс.
«Русские […] [в оригинале – «националисты». Издано в 1912 году, когда понятия «национализма» в сегодняшнем шовинистическом понимании не существовало. Имелось в виду тождество «националисты» – патриоты, граждане, подданные] – люди, в действительности всей душой любящие свою родину и свою нацию, уважающие ее прошлое и желающие ей славы, мощи и величия в будущем.
Таковые русские были, есть и будут во веки веков.
Только такие русские и имеют право называться русскими, сынами Великой России и пользоваться всеми правами русских граждан.
Те из русских, которые осмеливаются злословить свою мать Россию, которые желают ей зла, которые решаются, живя в ней, действовать во вред ей, – это уже не русские. Это – враги России, и поэтому они не имеют права на пользование благами русского гражданина».
Павел Ковалевский. «Русский национализм и национальное воспитание в России», 1912
В тысячелетней державной России существовал «уникальный опыт совместного проживания и развития различных народов и культур, взаимно обогащающих друг друга», не было религиозных и этнических войн. Истоки исконно русской соборности питали могучее возвышение русской культуры.
Великая русская культура, стоящая в одном ряду с культурами величайших мировых цивилизаций, является достоянием всех граждан России, независимо от происхождения и исторических корней. Органичное соединение, симбиоз Западного и Восточного искусства, великие свершения русских мастеров различных корней воплощены в архитектурных ансамблях Петербурга, Москвы, других городов России.
Расщепление и утрата этого органического единства по «национальному признаку» в годы советской власти привели к обезличиванию и бездушной нивелировке.
«Русский» – это тысячелетнее соборное единство людей разного происхождения, различных антропологических типов и территориальных ареалов, множества религий и культур.
Как только мы это забываем, начинаем отнимать, делить, ненавидеть ближнего, тут же начинает расцветать национализм, появляется местечковый сепаратизм. Возникают смуты и войны, приводящие к раздроблению государства, влекущие гибель миллионов соотечественников.
В России, как и в других странах мира, невозможно найти человека, в чьем происхождении не сохранилось бы следов постоянно идущих процессов интеграции, ассимиляции, взаимного проникновения, взаимообогащения.
Генофонд русской нации создавали люди с разным генотипом и происхождением. Среди них были выходцы с разных территорий: хазары, тюрки, греки, варяги, аланы, византийцы, арабы, евреи, финно-угры, германцы, шотландцы, голландцы, французы, армяне, грузины, персы, иранцы, татары, шведы, австрийцы, итальянцы, англичане. Все эти люди находились в единой системе государственных, политических, социальных, экономических связей и стали единым целым. Словно множество переплетенных корней, питающих общий ствол русского единства.
Население Булгарского царства (X–XIII в., на востоке и северо-востоке европейской части современной России) – мусульмане – брали в жены захваченных русских женщин. Жители Владимира, Суздаля женились на пленных булгарках. Детей от смешанных браков называли соответственно местным религиозным традициям, но они наследовали и сохраняли множество генетических черт, свойственных обоим родителям, что проявлялось во всем – от внешнего вида до личных предпочтений.
В Хазарском каганате (650–969 гг., территория Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо-западного Казахстана, Приазовья, восточная часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра) – средневековом государстве, жители которого исповедовали иудаизм, ислам, христианство и язычество, иудейское вероисповедование передавалось по матери. Остальное население каганата определяло вероисповедование по отцу, причем между его жителями не существовало этнических идентификаций и разделений.
В ходе распада Золотой Орды, в поисках нового сюзерена, на военную службу к московским правителям стала поступать татарская знать – огланы, беки, мурзы, эмиры и даже ханы. Так было создано Касимовское царство (1452) с пятью сотнями постоянного конного войска.
В первое российское ополчение 1611 г. князя Д.М. Пожарского влились отряды татар (вологодских, романовских, казанских, сибирских, касимовских, темниковских, кадомских, алатырских, шацких), а также подразделения чувашей, мордвы, горных и луговых марийцев.
Первому архиепископу, отбывавшему в завоеванный город Казань, давались такие наставления: «Страхом к крещению отнюдь не проводить, а проводить только лаской».
В 1570 г. русский посол в Стамбуле Иван Новосильцев искренне говорил: «Мой государь – не враг мусульманской веры. Слуга его, царь Саип Булат господствует в Касимове, царь Кайбула – в Юрьеве, князья ногайские – в Романове, все они свободно и торжественно славят Магомета в своих мечетях».
При Борисе Годунове в 1600 г. было объявлено об уравнении касимовских царей с грузинскими православными царевичами, жившими на Руси, и с высшими иерархами русской церкви, которые, по тогдашним представлениям, стояли выше московского боярства.
В 1773 году в Российской империи был издан закон о «терпимости всех вероисповеданий», запрещавший православному духовенству вмешиваться в дела других конфессий и предоставлявший светским властям право решать вопрос об учреждении храмов любой веры. В 1788 г. в Уфе был создан муфтият, взявший на себя управление делами мусульман Поволжья.
В 1682 году при общем населении Москвы приблизительно в 200 тыс. чел. в Москве жило около 18 тыс. иммигрантов из западных стран.
С 1764–1773 гг. в Поволжье переселилось более 28 тыс. человек из разных государств Европы, здесь они основали 106 колоний. С конца 1780-х гг. основной поток переселенцев направлялся в южные районы России: заселялись обширные причерноморские и приазовские степи. Среди новых колонистов были немцы, швейцарцы, французы, поляки, сербы, болгары, греки, албанцы.
В 1828–1860 гг. среди иммигрантов выходцы из Германских государств составили 33,5%, Австрии – 21,3%, Османской империи – 10,3% (болгары, греки, армяне). В целом в первой половине XIX века в Россию прибыло примерно 450 тыс. чел. иммигрантов (115 тыс. немцев, 135 тыс. болгар и греков, и около 200 тыс. армян. Немцы, болгары и греки селились в основном в Северном Причерноморье.
«Почти все наше древнее дворянство ведет свое начало от иноземцев, выезжавших в разное время на службу к великим князьям киевским, черниговским, тверским, рязанским, московским и новгородским.
Из дворянских фамилий, внесенных в «бархатную книгу» [родословная книга наиболее знатных боярских и дворянских фамилий России. Составлена в 1687 году в связи с отменой местничества (1682) и после прекращения составления разрядных книг. В 1787 году «Бархатная книга» была издана Н. И. Новиковым под названием «Родословная книга князей и дворян российских и выезжих» – прим. авт.], кроме фамилий, происшедших от Рюрика, нет ни одной не только коренной московской, но даже вообще и великорусской фамилии, так как родоначальники их были из кесагов (черкесов), литовцев, пруссов, волынян, галичан, германцев, татар, шведов и греков.
Перепись 1897 года показала, что только 53% потомственных дворян Российской Империи назвала родным русский язык».
Евгений Карнович. «Родовые прозвания и титулы в России и слияние иноземцев с русскими»
Совместная жизнедеятельность обеспечивала объединение, комфортное проживание и существование для всех переселенцев. Каждый, вливаясь в это сообщество, чувствовал себя равным среди равных, не чужим, а своим, потому что понятия «чужой» просто не было.
Грузины, татары, шведы, финны, африканцы, французы, немцы, приезжая в Петербург, Москву, Сибирь, на Урал или на Кавказ, нигде не чувствовали себя «угнетенным элементом».
Память о поселениях иноземцев сохранилась в названиях московских улиц – Большая и Малая Грузинская, Большая Татарская улицы, Армянский переулок, Немецкая слобода.
Россия до революции 1917 года, до прихода к власти большевиков во главе с Лениным, Троцким, Свердловым – представляла собой своеобразный «тигель», долгодействующий плавильный котел, где соединяются воедино народы Европы и Азии.
Такой уникальный конгломерат на макроуровне спаял в себе иранско-эллинско-девнегерманско-славянско-финно-угорско-татаро-тюркско-монгольские элементы в новую единую антропологическую матрицу.
«Судьбы евразийских народов переплелись друг с другом, прочно связались в один громадный клубок, который уже нельзя распутать, отторжение одного народа из этого единства может быть произведено только путем искусственного насилия над природой и должно привести к страданиям».
Николай Трубецкой. «Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока», 1925
«Этническое» наполнение слова «русский» на основе псевдоисторической «генетической» принадлежности к «чистокровным славянам», «россам», «русам» абсурдно и преступно прежде всего по отношению к истории и памяти наших предков.
«Нет ничего гибельнее для народа и государства, как оставлять в пренебрежении свои древние простые и добрые нравы…
…Всякий народ, который отступает от своих нравов и законов, тем самым утрачивает и свое благоденствие». [Владимир Вальденберг . «Государственные идеи Крижанича», 1912 г.]
Русский – не владычествующий и доминирующий мифический «суперэтнос», не фантомная «титульная нация», а гражданин, подданный государства Российского, патриот своего Отечества.
Русский – это общественно-политический статус гражданина России, а не обособленное кровнородственное племя.
Русский неотделим от Русской государственности, русский – и есть государство Российское.
Русский народ – это все разные мы.
Были, есть и будем, если только орды оголтелых ксенофобов и националистов не уничтожат наше уникальное тысячелетнее единство и могущество.
В каждом Русском содержится необъятная генеалогическая палитра, объединившая за тысячелетия множество культур и цивилизаций, вобравшая в себя все достижения ума и духа предков. Это – аксиома.
Не мифическая «этническая» кровнородственная и родоплеменная изоляция «русского этноса», а универсальная, исконно русская соборная традиция согласия изначально и повсеместно обеспечивала существование и развитие державы. В жизни русского человека, общества и государства всегда существовало объединение исключительно на основе территории (земли), а не родства (крови). Это послужило фундаментом величия нашего государства.
Российская государственность восходит к IX веку. Ее создавали не разрозненные племена, «этносы», а, говоря на языке современности, патриоты, объединенные идеей единства и процветания государства.
В Повести временных лет сохранились предания об удали и отваге бравых княжеских дружин, в 907 г. совершивших поход на Византию, когда Вещий Олег прибил свой щит к вратам Царьграда.
Несмотря на полемику о недостоверности, былинности «Повести временных лет» в среде ученых, она создана задолго до раздробления гражданского единства России по «национальностям» в результате революции 1917 года. Этот исторический документ объективно иллюстрирует истинно русские идеи соборности и патриотизма.
К середине XV в. Московское княжество охватывало современные Московскую, Владимирскую, Костромскую, Нижегородскую, Ярославскую, части Вологодской, Калужской и Тульской областей. Его площадь составляла 0,5 млн. кв. км., население – 2,8 млн. чел.
При Иоанне Грозном (XVI век) площадь достигла 4 млн. кв. км . (территории Казанской, Астраханской, Воронежской, Пензенской, Саратовской, Симбирской, Тамбовской, Уфимской, Ставропольской, Курской, Орловской, Пермской, Харьковской, Тобольской и Терской области, области Войска Донского). С этого времени бывшее княжество именуется «Руское царьство». По предположительным оценкам, население составляло более 6 млн. человек.
В Смутное время (1598–1613 г.) территория составила 5,8 млн. кв. км.
При Михаиле Романове (правил с 1613 по 1645 г.) – 12,3 млн. кв. км.
При Алексее Михайловиче (правил с 1645 по 1676) – 15,2 млн. кв. км.
При Петре I (правил с 1682 по 1725 г.) – 15,5 млн. кв. км.
При Анне Иоанновне (правила с 1730 по 1740 г.) – 16,8 млн. кв. км.
В 1732 году экспедицией под руководством русского военного геодезиста М.С. Гвоздева и русского мореплавателя И. Федорова, была открыта Аляска, ставшая владением России в Северной Америке.
При Елизавете Петровне (правила с 1741 по 1761 г.) территория России достигла 17,2 млн. кв. км. В ее владения входил север современного Казахстана.
При Екатерине II (правила с 1762 по 1796 г.) – 19,4 млн. кв. км. Были присоединены Литва, Белоруссия, часть Малороссии, приняты серьезные меры по широкому внедрению русского языка, русского образования, укреплению и поддержке русского патриотизма.
В 1801–1804 гг. к России по инициативе грузинской знати была присоединена большая часть современной Грузии.
В 1807 г. ряд побед русских войск в Закавказье способствовал присоединению к России Ганджийского, Карабахского, Текинского, Ширванского, Дербентского, Кубинского, Бакинского и Талышского ханств.
По итогам русско-шведской войны (1808–1809 г.) в вечное владение России перешла Финляндия.
8 июня 1815 года к России было присоединено Царство Польское.
В середине XIX в. территория Российской Империи достигла своего апогея – 23,7 млн. кв. км.
Для сравнения – площадь современной Российской Федерации – 17,12 млн. кв. км.
Печальный результат – территория современной России соответствует территории при Елизавете Петровны (1750-х годов).
Главной целью и принципом империи было сохранение единого, неделимого Отечества. Обустройство населения в Российском государстве происходило на основе защиты интересов его подданных, государственного протекционизма.
В России не было «принудительной» ассимиляции по «этничности». Освоение бескрайних пространств Евразии было исключительно территориальным и административным, направленным на расширение границ, присоединение территорий – не для порабощения народов, а для соборной интеграции в единое пространство и общее государство. Действиями российской верховной власти руководили имперское величие и державность.
Целью всех империй прошлого была победоносная война, завоевание, покорение народов, и их не смущали трагедии, насилие, жестокости. Война есть война. В отличие от них результатом и смыслом внешней экспансии России было величие государства и благоденствие подданных.
Неоспоримым доказательством этой исторической истины была дружественная и уважительная политика России по отношению к народам, входившим в общее государство. Даже если в это время случались какие-то конфликты. Переходный период интеграции территорий, вошедших в состав страны, единения с Россией сопровождался строительством укрепленных линий на новых внешних рубежах, просвещением, экономическим обустройством, развитием торгово-экономических связей – так было со Средней Азией, а также в Поволжье и на Кавказе.
Громадные средства направлялись на поднятие экономики присоединенных регионов – разведывание полезных ископаемых, организацию их добычи, строительство промышленных предприятий путей сообщения, основание городов, улучшение жилищных условий населения.
Даже во времена 25-летней Кавказской войны у истоков вооруженных столкновений стояли не «этнические», а геополитические, территориальные противоречия, поэтому обе стороны конфликта старались всеми силами наладить пути к взаимопониманию. И таких примеров было немало.
Благодаря полководческой, государственной, духовной деятельности и цивилизаторской миссии духовного властелина мусульман-горцев Кавказа Имама Шамиля царская Россия убедилась: горцы – не «дикари» и «туземцы», а гордый, свободолюбивый народ, который нужно уважать и с которым нужно считаться. Именно на таком взаимоприемлемом фундаменте Имам Шамиль заключил мир с Барятинским и закончил войну.
Главной целью императорской России в отношении к присоединенным горским народам было стремление сделать их в полной мере подданными России.
«Не искоренить, не подавить, не поработить чужую кровь, не задушить иноплеменную и инославную жизнь, а дать всем дыхание и великую Родину всех соблюсти, всех примирить, всем дать молиться по-своему, трудиться по-своему и лучших отовсюду вовлечь в государственное и культурное строительство».
Иван Ильин. «О России. Три речи». 1926–1933 г.
Дмитрий Милютин, военный министр Российской Империи, ясно выразил стратегическую политику России на Кавказе:
«Мы должны всеми силами стараться согласовать наше владычество с интересами самих горцев как материальными, так и нравственными». [Милютин Д. А. Дневник. Т. I (1873-1875). М, 1947, с. 10-11].
В «Уставе горских школ» Министерства народного просвещения России (1859 г.) и в циркуляре Министерства народного просвещения (1867 г.) была определена идеология и политика их деятельности:
«распространение государственности и образования между … мирными горцами» [«Устав горских школ» Министерства народного просвещения России (1859 г.)];
«просвещать постепенно инородцев, сближать их с русским духом и с Россией – составляет задачу величайшей политической важности» [Циркуляр Министерства народного просвещения (1867 г.)].
После присоединения Кавказа тысячи представителей русской элиты, научной и творческой интеллигенции – учителя, врачи, геологи, профессионалы-специалисты других профессий – были направлены в гущу местного горского населения для создания и строительства школ и других учебных заведений, больниц, общественных, культурных учреждений, развития промышленности и сельского хозяйства.
Эта политика Российской империи стала мощным интегратором горцев в Единую государственную и социокультурную среду России, где большую роль в просвещении и образовании горцев сыграли светские школы, классические и реальные гимназии, которые сближали горских и русских детей.
Мы до сих пор пожинаем плоды этого подвижничества, братства и благодарной памяти горцев Кавказа к русским. Зримым подтверждением стал памятник русской учительнице, установленный в 2006 г. в столице Дагестана, Махачкале.
Дети местной знати и простые горцы принимались в самые престижные высшие учебные заведения России, успешно интегрировались в новую для себя среду, достигали успехов, почестей, заслуживали всеобщее уважение.
Кавказские горцы осознавали себя равноправными подданными России. У них формировалось чувство причастности к жизни империи, патриотизм, они осознавали Россию своей Родиной.
Средством интеграции горцев в культурное, политическое и социальное пространство Российской Империи было привлечение их к государственной службе, создание привилегий и перспектив карьерного роста для пророссийски настроенной элиты.
Можно долго перечислять имена горцев, отдавших долг России, ставших ее выдающимися сынами.
Горское население Северного Кавказа включалось в соборное пространство Российской Империи через создание привилегированных армейских подразделений, в которые принимали детей местной знати.
«…на пользу правительства, как для войны, приобретя в них отважных людей, замечательных по удальству и ловкому наездничеству, так и в мирном быту, в котором они будут служить пособием местным властям для поддержания общественного порядка». [Из «Записки», представленной в Кавказский комитет военным министром генералом от артиллерии Н.О. Сухозанетом]
Горцы в полной мере проявили патриотические чувства во время Русско-японской войны 1904–1905 гг. По высочайшему повелению, 22 марта 1904 г. в условиях военного времени была сформирована Кавказская конная бригада, состоявшая из двух полков шестисотенного состава: Терско-Кубанского и 2-го Дагестанского. Воинская часть комплектовалась исключительно горцами-добровольцами, опыт ее создания и боевого применения был использован, когда началась Первая мировая война. 26 июля 1914 года кавказский наместник и главнокомандующий войсками Кавказского военного округа генерал от кавалерии граф И.И. Воронцов-Дашков обратился к императору Николаю II с предложением создать кавалерийскую дивизию из «воинственных кавказских народов».
На следующий день император приказал сформировать 6 конных полков, распределенных по трем бригадам:
1-я бригада – Кабардинский и 2-й Дагестанский;
2-я бригада – Чеченский и Татарский;
3-я бригада – Черкесский и Ингушский.
Уже в первые дни на сборный пункт явились несколько тысяч горцев, поэтому пришлось установить жесткий отбор добровольцев, численность которых постоянно росла.
Как писал военный корреспондент Н. Н. Брешко-Брешковский:
«Джигитам не надо было казенных лошадей – они пришли со своими; не надо было обмундирования – они были одеты в свои живописные черкески. Оставалось только нашить погоны. У каждого всадника висел на поясе свой кинжал, а сбоку своя шашка. Только и было у них казенного, что винтовка».
23 августа 1914 года царь официально утвердил в должности командира этого соединения, получившего название Кавказской Туземной конной дивизии (в просторечии «Дикой») своего младшего брата великого князя Михаила Александровича.
В роковые месяцы 1917 года «Дикая дивизия» полностью сохраняла свою боеспособность и преданность присяге.
Революционная пропаганда разрушителей исторической Российской государственности никакого практического влияния на боевой настрой ее личного состава, который к тому времени уже имел корпусную организацию, не оказала [см. А. Нетесов. «Горцы Северного Кавказа на службе в Императорской Армии России», 2015].
18 сентября 1828 г., во время Кавказской войны, по указанию императора Николая I командующим войсками на Кавказской линии генералом от кавалерии Г.А. Эммануэлем из представителей знати кавказских народов была сформирована специальная часть, выполнявшая представительские функции при императорском дворе – Лейб-гвардии Кавказский Горский полуэскадрон. Причем, из представителей как раз тех народов, которых в то время именовали «немирными».
Полуэскадрон вошел в состав Собственного Его Императорского Величества Конвоя, то есть осуществлял непосредственную охрану императора и его семьи.
С нашей сегодняшней точки зрения – полный абсурд! Как можно назначать сынов бывших противников в личную охрану государя?!
Но в этом истинный смысл русского миропонимания, абсолютное отсутствие «шовинизма» и «национализма».
«Привлечение горцев Северного Кавказа на военную службу в Российской Империи и их участие в боевых действиях регулярной армии в XIX веке показали объективный характер и эффективность интеграционных процессов.
Практика участия горцев в боевых действиях русской армии выявила их лучшие качества как воинов, преданность Российской Империи.
Высокая дисциплинированность иррегулярных частей, массовый героизм и отвага, готовность сражаться за интересы России сделали военные подразделения горцев опорой Российской Империи, способствовали укреплению ее силы и авторитета на мировой геополитической арене». [см. Прокудин К.А. «Горские народы Северного Кавказа на государственной службе в Российской Империи (XIX век)». Ставрополь, 2013]
Россия пришла на Кавказ с войной, но в конечном счете принесла МИР, реальную перспективу процветания и благоденствия.
В этом и проявлялся дух российской соборности, ориентированный на устранение последствий войны и скорейшую интеграцию населения приобщенного региона в единое жизненное пространство и гражданское сообщество России. Благодаря такой русской политике возникали устойчивые связи между культурами, их взаимное обогащение, интеграция в единое гуманитарное пространство и, в конечном счете, всестороннее единство.
Россия сформировала свое соборное качество через накопленное историческое сотрудничество и интеграцию, сущность которых в XX веке ярко и образно выразил русский философ Иван Ильин:
«Российское Государство есть правовое единство, священное, исторически преемственное, властное и действенное...
Российское Государство едино и нераздельно. Оно имеет единый состав граждан, определяемый законом; единую, законом очерченную территорию, единую государственную власть...» [Иван Ильин. «Национальная Россия: наши задачи», 1956]
К концу XIX века Россия стала одной из крупнейших держав мира: территория Российской империи насчитывала 21,9 млн. кв. км., включая Польшу, Финляндию, Курляндию, Эстляндию, Среднюю Азию, Кавказ, а ее население, по данным переписи населения 1897 года, составляло 129,2 млн. человек, гордых принадлежностью к единому Отечеству и государству.
С XI века до 1917 года население России, с учетом расширения территории, увеличилось в 38 раз – с 4,5 млн. человек до 171,8 млн. человек. Прирост населения основывался на высокой рождаемости, до 1917 года, она была в 1,5 раза выше, чем в иных Европейских странах.
По прогнозу великого русского ученого-энциклопедиста Д.И. Менделеева, опубликованному в его исследовательской работе «К познанию России» (1906 г.) численность населения Российского государства к 1950 году должна была составить 280 млн.; к 2000 году – 590 млн.
В своих расчетах Менделеев опирался на результаты переписи населения Российской Империи 1897 года, приняв за фактический прирост населения (в конце ХIХ века варьирующийся по 50 губерниям Европейской части России от 1,44% до 1,8% в год) «осторожный» показатель – 1,5% в год.
В апреле 1906 г. царь издал Свод Основных государственных законов. Статья первая гласит:
«Государство Российское едино и нераздельно… Русский язык есть язык общегосударственный и обязателен в армии, во флоте и во всех государственных и общественных установлениях».
Россия достигла небывалого величия и могущества. Ни одна из мировых держав не могла сравниться с ней, встать в один ряд ни по территории, ни по приросту населения, его мозаичности, ни по форме государственного устройства и управления, ни по каким другим параметрам. Россия стала локальной цивилизацией с огромным объединительным потенциалом. Она была первой среди первых, притягательным центром лучшей жизни.
«При довоенном (Первой Мировой войны – авт.) темпе роста русской промышленности Россия сейчас имела бы приблизительно в два раза большую промышленность, чем СССР».
Иван Солоневич. «Народная монархия».
В начале XX века по ряду показателей (добыча и переработка нефти, протяженности железных дорог, темпы промышленного роста) Россия заняла лидирующие позиции в мире.
В начале XX века по ряду показателей (добыча и переработка нефти, протяженности железных дорог, темпы промышленного роста) Россия заняла лидирующие позиции в мире.
Россия стала той мировой державой, где фундаментальные и прикладные науки вышли на уровень, позволявший решать крупные народнохозяйственные задачи, создавая базу для развития техники и технологий XX века. За 90-е годы XIX века промышленное производство в стране удвоилось. В строй вступило около 40% всех действовавших к началу XX века предприятий. Выплавка чугуна за десятилетие возросла в 3,7 раза, производство стали – в 7,2 раза, добыча нефти – в 2,9 раза, а число выпускаемых паровозов – в 10 раз.
Создавалось устойчивое и высокоразвитое земледелие. В XIX веке Россию называли житницей Европы. Урожайность за 1906–1914 годы возросла на 14%. Излишки свободного зерна вскоре после начала столыпинских реформ стали составлять сотни миллионов пудов, резко возросли валютные поступления. Экспорт зерна только в 1908–1910 годах увеличился в 3,5 раза. Поголовье лошадей возросло на 37%, рогатого скота – на 63,5%. К 1916 году около 90% пахотной земли в европейской России находилось в частной собственности у отдельных крестьян и крестьянских общин. Россия обеспечивала 50% мирового экспорта яиц, 80% мировой добычи льна.
Динамичный рост народного хозяйства России вел к наращиванию общественного богатства и благосостояния населения. За 1894–1914 годы госбюджет страны вырос в 5,5 раза, золотой запас – в 3,7 раза. Русский рубль был одной из самых сильных валют мира.
Государственные доходы росли без малейшего увеличения налогового бремени населения. Прямые налоги в России были в 4 раза меньше, чем во Франции и Германии, и в 8,5 раз меньше, чем в Англии; косвенные налоги – в среднем вдвое меньше, чем в Австрии, Германии и Англии. Стремительно увеличивались народные – а особенно крестьянские – сбережения: сумма вкладов в сберегательные кассы за 1906–1914 годы возросла почти десятикратно.
На базе роста достатка населения и укрепления госбюджета постоянно увеличивались расходы на просвещение и культуру: число сельской учащейся молодежи за 1906–1914 годы возросло в 33 раза. Высшая школа была автономна и по уровню своего развития не уступала передовым странам Европы. Расходы на народное образование возросли с 43 млн. в 1904 до 143 млн. рублей. В 1913 году число учащихся увеличилось в два раза.
Появились принципиально новые, передовые отрасли российской экономики: энергетика, электротехника, химическая промышленность. К 1914 году Россия на 56% удовлетворяла потребности в станках и оборудовании за счет внутреннего производства.
Экономическая политика российского правительства была протекционистской для «своего» производителя. Тактика привлечения иностранных капиталов тщательно продумывалась и не несла угрозы для самостоятельности страны. Создававшиеся иностранцами предприятия обслуживали, прежде всего, рынок России, затем – мировой рынок и, лишь в последнюю очередь, рынок конкретных стран-инвесторов.
Использование иностранных капиталов означало не разбазаривание российских сырья и ресурсов, а было перекачкой прибыли и достижений европейской промышленности в Россию.
Выдающийся русский публицист, патриот России, психиатр Павел Ковалевский (1850–1931) призывал Русских людей следовать разумным примерам развития экономики в европейских странах и поддерживать отечественного, русского производителя:
«В Германии издана в миллионах экземпляров интересная брошюра, содержащая, между прочим, десять заповедей германского национализма и патриотизма. Заповеди эти гласят:
1) Производя расход, хотя бы и самый малый, надлежит считаться с интересами отечества и сограждан.
2) Не следует забывать, что, приобретая какой-либо иностранный товар, хотя бы ценой в один грош, ты уменьшаешь на этот грош состояние твоего отечества.
3) Твои деньги должны давать выгоды и барыш только немецким торговцам и рабочим.
4) Не оскорбляй германской земли, германского дома и германской мастерской, пользуясь привезенными из заграницы машинами и орудиями.
5) Не допускай того, чтобы на твоем обеденном столе появлялось заграничное мясо, сало и т.д., ибо это будет вредить германской скотопромышленности и отечественному скотоводству.
6) Пиши всегда на немецкой бумаге, немецкой ручкой, обмакивая ее в немецкие чернила и пользуясь немецкой промокательной бумагой.
7) Носи одежду исключительно из немецких материй и немецкого производства головные уборы.
8) Пойти впрок немцу могут лишь немецкая мука, немецкие плоды, немецкое пиво и т.д.
9) Если ты не любишь немецкого кофе, то пей кофе, привезенное из германских колоний. Детям и жене прикажи пить немецкое колониальное какао и шоколад.
10) Не соблазняйся никогда никакими иностранными товарами и знай твердо, что только Германия производит все, что нужно для немецкого гражданина.
Слова «Германия» и «немец» должно заменить словами «Россия» и «русский». [Павел Ковалевский. «Русский национализм и национальное воспитание в России»,1912 г.]
«Всякий инородец, сохраняющий свою веру, свой родной язык (в доме), свои традиции, но всю свою душу отдающий на пользу державной нации, ведущей государство, является истинным сыном России и пользуется всеми правами Русского гражданина.
…Разве Цицианов, Чавчавадзе, Мадатов и многие другие были чем-нибудь обижены, сравнительно с другими детьми России? Нет, они были, есть и будут любимы и почитаемы наравне с нашими кровными, как: Скобелев, Макаров, Кондратенко и др.».
Павел Ковалевский. «Психология русской нации», 1915
Это было время динамичного развития русского сообщества, русских собратьев на огромных просторах своего государства, во имя общего блага, при отсутствии границ, таможен, без определения статуса титульного происхождения. Сограждане – русские французы, русские немцы, русские англичане, русские итальянцы, русские голландцы, русские грузины, русские армяне, иноземцы, иноверцы, мигранты становились истинно русскими патриотами, символами величия и могущества России, несли культуру, образование, ремесла, цивилизацию, прогресс и процветание русской нации. Служение Отечеству рассматривалось как нравственное деяние, богоугодное дело.
Прямым следствием всех вышеперечисленных факторов был демографический взрыв населения России. В 1911 г. население России (167 млн. чел) превышало население США (93 млн.) более чем в полтора раза.
Выше мы уже упоминали прогноз Дмитрия Менделеева.
Приведем результат еще одного расчета, опубликованного ученым-публицистом Олегом Платоновым, работавшим в Центральном статистическом управлении СССР:
«…За 1918–1955-е годы не своей смертью умерло около 87 млн. человек (в 12 раз больше, чем в дореволюционной России за такой же период времени), или каждый пятый человек, когда-либо живший в нашей стране после революции.
Для сравнения скажем, что за 1861–1917 годы удельный вес лиц, умерших не своей смертью, был менее двух процентов, а во Франции, Италии, Великобритании, США в 1928–1960-е годы – менее одного процента.
Однако кроме умерших не своей смертью в убыль страны пошло 5 млн. жителей, покинувших Россию после 1917 года.
Но и это еще не полная сумма человеческих потерь. Ведь насильно выведенные из жизни люди могли иметь детей и внуков и продолжать человеческий род.
Самые заниженные подсчеты подсказывают, что «недобор» рождений и «эхо» недобора рождений составит 64 млн. человек.
А всего, если сплюсовать число лиц, умерших не своей смертью, покинувших родину, а также число детей, которые могли бы родиться у этих людей, то общий людской ущерб страны составит 156 млн. человек (нынешняя численность населения Англии, Франции, ФРГ, вместе взятых).
Таким образом, при ином стечении исторических событий в нашей стране к середине 70-х годов могло бы жить не 290 млн человек, как это было фактически, а не менее 400–430 млн. человек».
Олег Платонов. «Русское сопротивление. Том 1: Война с антихристом». Москва, 2010
По подсчетам других историков-аналитиков, если бы тенденции дооктябрьского периода и темпы развития сохранились, не было бы революций, гражданской войны, репрессий, Великой Отечественной войны, население России достигло бы миллиарда (!) человек.
Россия была бы ведущей мировой державой, определяющей вектор мировых интеграционных процессов.
Свержение императора в феврале 1917 года и его следствие – переворот в октябре – прервали цивилизационный триумф России, отбросили ее на 200 лет назад, принесли России гражданскую войну, Отечественную войну, репрессии, гибель десятков миллионов лучших представителей нации.
Российская Держава – Русская победоносная империя, опережавшая по темпам развития все страны мира, победившая в I мировой войне, была предана и оболгана.