Ибрагимов Рустам Юрьевич
доктор социологических наук, профессор,
генеральный директор Института стратегии национальной безопасности.
«Если мы, кого-то не любим и ненавидим,
то мы даем им право не любить и ненавидеть нас»
Журнал «Современный Кавказ». Пятигорск, 2006.
Ни для кого не секрет, что Российское государство переживает период системного общественно-политического кризиса.
Аналогичные события не раз происходили в истории, и представители интеллектуальной элиты каждый раз предлагали властям теории, идеи, концепции, пути к благоденствию и процветанию. Все они основывались на критике существующего строя и утопических теориях «Справедливой Власти». Но они не указывали движущие силы общественных перемен, практические пути и механизмы их реализации.
Извечно русский вопрос: «Что делать?» может разрешиться только при ясной, чёткой и последовательной стратегии общественно-политического развития, в которой должно быть проанализировано и предложено – «кто?» будет реализовывать стратегию и «как?».
Пока российские власть и национальная элита умозрительно и созерцательно ищут спасительную национальную идею, надеясь на Божье Откровение и Благодать.
В этом направлении на Кавказе, с большей либо меньшей активностью, осуществляют целенаправленную деятельность западные спецслужбы, экстремистские, религиозные организации, одиозные политики и олигархи как российские, так и находящиеся за пределами страны, которые все вместе и каждый в отдельности весьма активно формируют «пятую колонну» на Северном Кавказе. Их объединяет страстное желание развала и гибели Российского государства.
Нельзя забывать, что Кавказ всегда был и остаётся весьма желанной целью для геополитических интересов Турции и других близлежащих стран, исповедующих ислам, которые при определенных условиях могут весьма решительно проявить и обозначить себя как реальных претендентов на Кавказкий престол.
Надеяться, что Азербайджан грудью станет на защиту интересов целостности России весьма самонадеянно. Откровенно враждебная политика марионеточного режима Саакашвили, действующего по сценарию ЦРУ и западных спецслужб, не оставляет даже вероятных шансов надеяться хотя бы на нейтралитет Грузии в случае военного конфликта на Северном Кавказе.
Главным фактором, предпосылкой возникновения интересов и желания завладеть территорией, которая географически и исторически является цитаделью господства и влияния на территории Евразии безусловно, явился распад СССР и слабость современной России.
Объективно геополитическая слабость Российского государства обусловлена отделением закавказских республик, где находись военные базы, точнее, «оборонный щит» государства. Интересы национальной безопасности России требуют безотлагательного восстановления обороноспособности государства. Есть лишь два варианта – возведение новых военных объектов, отвечающих реалиям национальной безопасности, обустройство пограничной зоны с Закавказьем либо возвращение Грузии, Армении и Азербайджана.
Причём промедление смерти подобно, особенно учитывая уже откровенную позицию Грузии по только силовому варианту возвращения Абхазии и Южной Осетии. Демагогические рассуждения о нелигитимности второго варианта прямо противоречат интересам национальной безопасности России, историческому процессу государственности, а самое главное, жизням миллионов наших сограждан, которые, как бы их искусственно ни разделяли в разных государствах, генетически и исторически являются ЕДИНЫМ НАРОДОМ.
С 1991 года идет медленный, но верный процесс утраты Россией своего суверенитета на Северном Кавказе, фактически выход региона из государственно-правового поля Российской Федерации.
Стихийная составляющая этой взрывоопасной эволюции формируется благодаря повседневным социально-бытовым реалиям, отучающим население подчиняться законам России, которые едва ли не повсеместно воспринимаются не в качестве державообразующего института, а как источник наживы для одних, убытка для других, озлобления для третьих.
«Если мы, кого-то не любим и ненавидим, то мы даем им право не любить и ненавидеть нас».
Реализация этих интересов осуществляется целиком и полностью за счёт народа – его благосостояния, его безопасности, его нравственного здоровья. Именно здесь таится главная и самая страшная угроза – абсолютная потеря управляемости общества, чреватая неминуемым социально-политическим коллапсом не только на Северном Кавказе.
Социально-политическая эквилибристика местного руководства ведёт не к укреплению, а к ослаблению контроля над общей ситуацией. Глубоко порочна стратегия предержания власти, сводящаяся только к задаче самосохранения и самовоспроизводства. Но другой она и быть не может при тех уязвимых тылах, которые нечем прикрыть в условиях разгула коррупции и безнравственности.
На всех уровнях и во всех ветвях власти действует первобытный принцип «естественного отбора», ставший сегодня едва ли не символом Веры, Надежды и Любви, олицетворением единственно возможной в природе и обществе справедливости. Критерием «естественности» повсеместно является размер капитала и степень влиятельности в определённых социально-корпоративных кругах. К степени профессионализма соискателя государственных должностей это не имеет никакого отношения.
Такая система – злокачественная изначально – постоянно плодит новые метастазы коррупции. Возможно, самые опасные последствия она может иметь в правоохранительной сфере, все больше напоминающей государство в государстве. Структура правоохранительных органов переусложнена, громоздка и неэффективна. Она предполагает многократное дублирование полномочий как внутри себя, так и с другими контролирующими органами.
При хроническом дефиците государственного финансирования правоохранительных органов и отсутствии продуманного механизма стимулирования результативной работы основным источником дохода того или иного сотрудника становится его собственная должность.
Другой мотивации, кроме как выжать из своего служебного статуса «по максимуму», у человека нет. Это придает ситуации черты порочного круга: почти полное падение общественного доверия и уважения к правоохранительным органам создало условия для массированного проникновения туда соответствующих – малообразованных, неразборчивых и не очень гордых людей, которые, в свою очередь, делают всё, чтобы престиж профессии остался на том же уровне.
Концентрированным выражением морального разложения в правоохранительных органах являются частые случаи прямого предательства, приведшие к гибели многих сотрудников милиции и провалу ряда контртеррористических и других важных мероприятий.
Объективно геополитическая слабость Российского государства обусловлена отделением закавказских республик, где находились военные базы, точнее – «оборонный щит» государства. Интересы национальной безопасности России требуют безотлагательного восстановления обороноспособности государства. Есть лишь два варианта – возведение новых военных объектов, отвечающих реалиям национальной безопасности, обустройство пограничной зоны с Закавказьем либо возвращение Грузии, Армении и Азербайджана.
Практически для всех госучреждений Северного Кавказа хронической является проблема подбора и расстановки кадров. Придя к власти, региональные «президенты» приводят с собой свои команды, укомплектованные не по принципу профессиональной пригодности, а по принципу личной преданности.
Последняя – особенно в специфических условиях национальных республик – безусловно важна для достижения хотя бы минимальной функциональности власти на основе единства воли и действия. Однако превращение вассалитетной лояльности во всеобъемлющий сверхкритерий при назначении на должность порой совершенно упраздняет элементарные требования к профессиональным качествам соискателя.
Верность вышестоящему лицу заменяет и образовательный ценз, и послужной список, и другие необходимые «реквизиты». В результате у власти оказываются абсолютно случайные и неподготовленные люди, все достоинства которых лишь в том, что они происходят из доверенного окружения, из «родственного» клана, из тесного братства партнеров по досугу, спорту, забавам.
Неслыханный размах приобрело воровство бюджетных средств на всех уровнях – от республиканских властей до крошечного госпредприятия. Местные инициативы, направленные на выколачивание из казны огромных сумм на различные целевые программы и сомнительные проекты, множатся как грибы после дождя. И самое любопытное, что большинство из этих ходатайств удовлетворяется.
Бюджетные ассигнования превращаются в лакомый кусок, доступ к которому контролируют чиновники, вступающие в совершенно коммерческие отношения даже с людьми и структурами, желающими получить законно им причитающееся, не говоря уже о незаконном.
Трагический сюрреализм северокавказской экономики состоит в том, что её государственная составляющая стала едва ли не самой теневой и самой криминализированной сферой.
Чиновничья приватизация бюджета с последующей его распродажей по рыночной стоимости полностью снимает с повестки дня вопрос о каких-либо перспективах экономического роста, удвоения ВВП и т.д.
Местные власти непосредственно заинтересованы в поддержании высокого уровня дотационности своих республик. Модель иждивенческой экономики выгодна нынешним правящим элитам региона, ибо она дает им мощные финансовые и иные рычаги для укрепления собственных позиций.
С помощью хитроумных схем, включая своеобразные методики статистического учета, молчаливо саботируется бюджетная и налоговая политика государства.
В северокавказской экономике, включая её стратегические составляющие федерального масштаба, нет такой отрасли, где злоупотребления и открытый произвол не приняли бы вопиющих форм, непосредственным образом угрожающих государственной безопасности России.
Многие полагали, что он будет быстро заполнен либерально-демократическими, «общечеловеческими» ценностями, к коим почему-то отнесли неукротимую стихию рынка, стяжательскую философию, законы естественного отбора, основанные на инстинкте выживания, коммерциализации всего и вся, западные культурно-поведенческие и потребительские стандарты, ломающие вековые нравственные и духовные устои и традиции Российского государства.
Цивилизационная революция по «западному» образцу обернулась для России катастрофическими потерями в сфере культуры, самосознания, морали и нравственности.
Сегодня, в отличие от советско-имперских времён, политический класс Северного Кавказа идентифицирует себя в первую очередь по этническому признаку, который обретает чёткие формы зачастую через противопоставление чему-то чужеродному, иначе говоря – через образ врага.
Утрату коммунистической идеологии с её мегаконцептами, утверждавшими братство и единение советских народов перед лицом грандиозной цели создания нового общества процветания и справедливости, заместили не либерально-демократические ценности, как ожидалось, а национал-экстремизм, ксенофобия, религиозный фундаментализм.
В северокавказской экономике, включая её стратегические составляющие федерального масштаба, нет такой отрасли, где злоупотребления и открытый произвол не приняли бы вопиющих форм, непосредственным образом угрожающих государственной безопасности России.
Фактором огромной разрушительной силы на Северном Кавказе явился образовавшийся в результате развала советской системы идеологический вакуум.
Местная интеллигенция (чаще вольно, чем невольно) подливает масла в огонь, помогая создавать образ врага тем, что изобретает «великую», «классическую» историю своего народа, возвышая её над историческим прошлым «соседей-варваров». Последние, точнее их современные потомки, тоже не остаются в долгу, выпуская большими тиражами несусветное количество глупостей о том, что спасение кавказских народов – в возрождении первобытных ценностей общинно-родового строя и ортодоксальной религиозности.
Особенно пагубные и устойчивые формы эта тенденция принимает в молодёжной среде. В активную общественную жизнь на Северном Кавказе вступает поколение тех, кто родился в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого века. Это поколение практически оказалось вне сферы воздействия советской пропаганды ценностей интернационализма и светского общества. Молодёжь на Кавказе стала утрачивать (прежде органичные) контакты с российским общественным и культурным пространством, что делает её неокрепшее сознание уязвимым для деструктивных идеологий радикального исламизма и этнонационализма.
История России вообще и русско-кавказских отношений в частности нередко подается таким образом, чтобы возбудить чувства недоверия, неприязни, ненависти.
Национальная политика современной России, а вернее, её отсутствие, разрушает обретённое тысячелетней историей единство государства и его народа и приобретает статус национальной трагедии.
Национальный вопрос на современном этапе имеет два основных уклона – великодержавный шовинизм и местный национализм.
Великодержавные шовинисты не желают признавать Россию как многонациональное государство, относятся с пренебрежением к нерусским национальностям, считают их второсортными, не имеющими будущего, и провозглашают экстремистский лозунг «Россия для русских!»
Местный национализм проявляется в выпячивании национальной исключительности того или другого народа, в идеализации прошлого, раздувании национальных различий, приводит к мелконациональной узости, замкнутости, обособленности, к подчинению частным интересам общего.
Складывается парадоксальная ситуация. Северный Кавказ со всеми его человеческими и природными ресурсами, со всем его геополитическим и геоэкономическим потенциалом сейчас превращается из источника силы России (которым он должен быть) в источник её слабости.
Шовинизм и национализм – это реакционная идеология, направленная на разъединение и ослабление единого народа и Государства Российского.
Знаменитый «доклад Козака» проникнут крайне тревожными интонациями. «Руководство северокавказских республик оторвалось от общества, превратилось в закрытую касту и обслуживает исключительно личные интересы… Сформировавшиеся во властных структурах корпоративные сообщества монополизировали политические и экономические ресурсы. Во всех северокавказских республиках руководящие должности в органах власти, наиболее крупных хозяйствующих субъектах занимают лица, состоящие в родственных связях между собой. В результате оказалась разрушенной система сдержек и противовесов, что приводит к распространению коррупции».
Россия пришла на Кавказ с войной, но, в конечном счёте, принесла МИР и ЕДИНСТВО, реальную перспективу процветания и величия. Основой этого являются взаимообогащение культур и экономическое развитие Кавказа.
Сами по себе эти тезисы не новы для тех, кто следит за происходящими в регионе процессами. Однако из уст высокопоставленного чиновника они прозвучали почти как признание о том, что Россия теряет (если уже не потеряла) Северный Кавказ, пусть и не в буквальном юридическом смысле, но в качестве интегрированной части общего экономического, политического, правового и культурного пространства страны.
Складывается парадоксальная ситуация. Северный Кавказ со всеми его человеческими, природными ресурсами, со всем его геополитическим и геоэкономическим потенциалом сейчас превращается из источника силы России (которым он должен быть) в источник её слабости.
На протяжении последних лет именно отсюда исходят фундаментальные угрозы безопасности и устойчивому развитию России: сепаратизм с криминальным подтекстом, взявший на вооружение террористические методы; деструктивная идеология радикального исламизма; новая волна подъема внутрисоциального и межэтнического напряжения; межклановые войны, вызванные разными причинами – от случайных до системных; развал правоохранительных структур и т.д.
Дмитрию Козаку приходится использовать все свои незаурядные способности и авторитет, наработанный потенциал административного ресурса в попытках погасить возникающие вновь и вновь острые политические конфликты – от Майкопа до Махачкалы. На сегодня он, похоже, идеальная фигура для решения подобного рода задач, очень важных, но всё же частных по своей сути.
Но для решения проблемы нужны не только мастеровитые, квалифицированные врачи-терапевты, но и опытные хирурги для радикального устранения причин и последствий болезни общества. Нужна умно выстроенная система реализации стратегии национальной безопасности, которой пока нет и в помине.
Политическая нестабильность и социально-экономические неурядицы региона, взаимно питая друг друга и соединяясь в порочный круг, создают разрушительный кумулятивный эффект.
Ущербность «демократических свобод» состоит во вседозволенности, которая основывается исключительно на праве собственной выгоды, на приоритете частного над целым, на агрессивном животном инстинкте, либо на примитивном договоре: «Ты – мне, я – тебе».
Культура, образование, нравственность, духовность, воспитание, отношения между людьми, общество и сама власть деградируют, поражённые раковой опухолью, разъедающей пространство России, в котором Северный Кавказ становится всё более чужеродным телом.
Это жесточайшая реальность обозримого будущего, которое, если позволить современным тенденциям развиваться в русле их естественной логики, наступит с неотвратимостью цикличного природного явления.
Россия пришла на Кавказ с войной, но в конечном счёте принесла МИР и ЕДИНСТВО, реальную перспективу процветания и величия. Основой этого являются взаимообогащение культур и экономическое развитие Кавказа.
Учитывая более чем 200-летнюю историческую комплиментарную общность Кавказа и России, перспективу развития, реальную ориентированность населения Кавказа на единство с Россией, необходимо более полно использовать весь потенциал возможностей, связанных с правом России на полномасштабное присутствие на Северном Кавказе, попросту говоря – на собственной территории.
© Публикуемый материал является объектом авторского права. Запрещается копирование, распространение или любое иное использование информации без предварительного письменного согласия правообладателя.