ПубликацииВглядеться в свои корни

Рустам Ибрагимов

Журнал «Мужской характер». Пятигорск, 2008

 

 

Ибрагимов Рустам Юрьевич
доктор социологических наук, профессор,
генеральный директор Института стратегии национальной безопасности.

 

Вглядеться в свои корни

Сегодня гость журнала «Мужской характер» – наш земляк, директор Института стратегии национальной безопасности, доктор социологических наук, профессор, академик Академии гуманитарных наук Рустам Юрьевич Ибрагимов. Большую часть своей жизни он проработал в правоохранительных органах. В последние годы занимается социологией, межнациональными и межконфессиональными отношениями и проблемами. В то же время Рустам Ибрагимов является генеральным директором книжного издательства «Империум ХХI век». В прошлом году вышла в свет книга «Россия при Путине», которую он написал в соавторстве с профессором МГИМО В. Дегоевым. Содержание книги вызывает неподдельный интерес и уважение к авторам за глубокую разработку и знание темы, ее яркую и популярную подачу,  без налета льстивости и верноподданнической угодливости по отношению к столь значительной в истории России личности, как В. Путин.

Елена Иванова

В январе состоялась презентация вышедшей в этом же издательстве трилогии известной дагестанской писательницы М. Ибрагимовой, матери Рустама Юрьевича, которая посвящена судьбе одного из самых противоречивых и знаменитых персонажей Кавказской войны – имама Шамиля. Более по дробно об этом можно прочитать в этом номере журнала в материале Н. Маркелова «Шамиль и Мариам». Думается, интервью, которое Рустам Юрьевич дал нашему журналу, заинтересует читателей.

– Как известно, по материнской линии вы являетесь праправнуком Василия Пущина – декабриста, друга Пушкина. Ощущаете ли вы себя потомком столь известной исторической личности? Что вы при этом чувствуете?

– Историческая память присуща каждому нормальному человеку. Ощущаю и горжусь своими русскими корнями так же, как и своими предками из Дагестана. У Ивана Ивановича Пущина, адмирала императрицы Екатерины Великой, было два сына – Иван и Михаил. Оба брата – декабристы. Моя бабушка по материнской линии Прасковья – дочь потомствен ной дворянки Елены Васильевны Пущиной. Она встретила на ярмарке в городе Ейске на Кубани лакца Ибрагима Давыдова, уехала с ним в Дагестан, приняла традиции и обычаи горцев. Так Прасковья превратилась в Патимат.

Чувствую себя счастливым, потому что Всевышний генетически объединил в моей матери и во мне Рос сию и Кавказ. Я одинаково и неразделимо люблю Кавказ, родной Дагестан и Россию. Для меня это одно целое – единое жизненное пространство, одна земля и одна Родина. Меня задевают проявления шовинизма, национализма, межнациональной вражды – это равносильно тому, что мать и отец, братья и сестры оскорбляют и убивают друг друга. Всегда болезненно и эмоционально реагирую на эти уродливые явления, на несправедливость, наверное, это говорят во мне  гены декабристов и горцев.

– Вы – автор многих научных статей и художественнопублицистических произведений. Какое влияние на ваше творчество оказала мать, известная дагестанская писательница Мариам Ибрагимова?

– Стал писать и публиковаться после смерти матери, но ее влияние – определяющее. Я все время ощущаю ее присутствие рядом с собой. Стараюсь, что бы ей за меня не было стыдно. Мама не терпела праздности, ничегонеделания, лени, всегда была в труде и заботах. Каждый день ходила на работу, лечила людей в кисловодском санатории «Х лет Октября», одна вела дом, хозяйство и писала стихи, романы, повести, рассказы, очерки, рисовала. Когда она все успевала? В ближайшее время будет опубликовано полное собрание ее сочинений в 15 томах, в которое войдут исторический роман «Звенел булат», роман «Палач» о Сталине, основанный на реальных событиях, повести «Туман спустился с гор», «Мал золотник», «Разные бывают люди», «Охотник Кереселидзе», роман исповедь «Завещание потомкам», юмористическая повесть «Мой дядя Пир будаг», историческое повествование «Мы – дети планеты Земля», исследования по медицине «По завету Гиппократа», стихи и поэмы, два тома публицистики, рассказов, очерков.

– Ваша мать считала, что источником всех земных бед являются невежество и алчность. Вы разделяете это утверждение или у вас есть собственная версия?

– Безусловно, разделяю. И считаю, что лучше не скажешь, тем более что это ее последняя предсмертная запись, завещание, откровение. Мы видим, как мета стазы алчности, этого смертного греха, разъедают и уничтожают духовность, нравственность, любовь к ближнему в нашем обществе и государстве.

– Бесспорно, что именно интеллигенция является генератором большинства прогрессивных идей. Однако, находясь почти всегда в оппозиции к власти, она порой служит катализатором деструктивных процессов, которые могут привести к радикальным переменам и даже смене общественнополитически формаций. Как вы оцениваете роль интеллигенции в развале СССР и ее значение в нынешней социально-экономической ситуации в России?

– Слово «интеллигенция» в переводе с латинского языка означает – понимающий, мыслящий, разумный. Это люди, профессионально занимающиеся умственным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Знаменитый философ Николай Бердяев считал, что именно верховенство совести – доминирующая черта этой прослойки общества. Интеллигенция – прежде всего, духовный, нравственный эталон общества.

Сегодня, к сожалению, можно говорить об отсутствии у современной отечественной интеллигенции высокого морально-этического уровня, в частности Солженицын говорит об извращении самого этого понятия. Он пишет: «Нет сочувственного интереса к отечественной истории, чувства кровной связи с ней; есть недостаток чувства исторической действительности, поэтому интеллигенция живет в ожидании чуда; преувеличенное чувство своих прав; претензия, поза, ханжество, постоянная принципиальность прямолинейных отвлеченных суждений; надменное противопоставление себя «обывателям»; духовное высокомерие; интеллигенция видит в себе провидение для своей страны».

В период сталинщины интеллигенция как социальный слой уничтожалась физически и генетически, тоталитарное государство не допускало и преследовало всякое инакомыслие. В послевоенные годы положение ненамного улучшилось, мы все помним, что лучшие представители народа были диссидентами, а большинство интеллектуалов пели «аллилуйя» коммунистическому режиму во главе с «дорогим товарищем Леонидом Ильичем Брежневым» и занимали лишь одну позицию одобрения.

После развала СССР большая часть интеллигенции, впитав худшие пороки и болезни,  является зеркальным отражением греховного общества. А истинно интеллигентный человек – это в первую очередь совестливый, нравственный, духовно богатый, человек чести и достоинства, который должен жить в согласии с самим собой, в добродетели и не грешить, реагировать на невежество и дикость. Равнодушие – это соучастие.

– В последние годы межнациональные отношения обострились даже в благополучной и политкорректной Европе, однако в России, и особенно на Кавказе, они обрели довольно острый характер. Почему это произошло? Есть ли решение этой проблемы? Пропагандируемый СССР интернационализм был действительным или скорее желаемым явлением?

– Последняя треть ХХ века была повсеместно отмечена новым социальным феноменом, получившим название «этническое возрождение» или «этнический парадокс современности». Сущность этого явления заключается в значительном повышении роли этничности в общественных процессах, воз рождении интереса к этнической культуре, языку, традициям, образу жизни на фоне нарастающей интернационализации экономической и социально-политической жизни, глобализации человеческой деятельности.

Этническое возрождение является мощным конфликтогенным потенциалом. Грань, отделяющая этничекий патриотизм от национализма, очень размыта и подвижна.

Все современные государства, независимо от их конституционного оформления, являются полиэтничными. Если самоидентификация и этническое возрождение начинают активно проповедовать национальную идею, важнейшим элементом ко торой является ориентация на создание национального государства, то возникают идеальные условия для дестабилизации полиэтничных государств, вспыхивают разного рода конфликты и противостояния.

Так называемые «национальные чувства» становятся разменной монетой во многих спорных вопросах, разрешить которые, не имей они этнического основания, было бы много проще и быстрее. Искусственно созданный, мифический национальный фактор находит свое место и в экономике, и в демографии, и в политике. Нам без конца подбрасываются словесные обороты о национальных проблемах, как «одних из самых деликатных», «трудных», «острых» и т. д.

Национальный акцент придуман для обывателей, которых закулисные кукловоды (современные политики, теоретики и практики) по злому умыслу или недомыслию, играя на первобытных инстинктах насилия и жестокости, провоцируют на уничтожение друг друга и превращают в «Иванов, не помнящих родства».

Национальный конфликт – одна из таких искусственно созданных проблем. Практически за каждым стоят чьи то определенные корпоративные интересы, жажду власти, финансовых и экономических дивидендов, льгот, территориальные претензии, которые выдаются за национальные.

До начала перестройки для нашей страны была характерна высокая толерантность. Однако распад СССР, борьба за национальные суверенитеты разрушили менталитет интернационализма, привели к эскалации вражды, ненависти, насилия, к межэтническим конфликтам. Всего за десять лет выпущенный из бутылки «джинн национализма» разделил единое на селение единого государства по признаку разобщенности и ненависти, на русских и мусульман, «титульные нации» и «остальное население», на «коренной народ» и мигрантов, на «хозяев» и «гостей», «своих» и «чужих». Появились понятия «малые народы», «национальные меньшинства», «малочисленные народы». Все это порождает идеологию вражды и ненависти, фашизма и национализма, расового превосходства.

Формирование своего рода этнократических государств, «парад суверенитетов», спровоцированные недальновидными политиками и учеными, подвели Россию к краю пропасти.

В повседневной жизнедеятельности стали широко распространяться националистические стереотипы. Так, по данным социологических опросов, на вопрос: «Есть ли такие нации, к представителям которых вы испытываете неприязнь?», – утвердительно ответили в разных регионах от 10 до 33% опрошенных. В качестве «противника» чаще всего называют армян, азербайджанцев, грузин, уроженцев Северо Кавказского региона.

Вразрез идущим во всем мире интеграционным процессам, корпоративные интересы отдельных групп в России породили великодержавный шовинизм и местный национализм. Из первобытного прошлого вернулись принципы объединения на основе своей крови, своего языка, своей религии, своей территории, своей истории, своих традиций. Сегодня Россия фактически разделена на русских и нерусских.

Шовинизм и национализм – две стороны одной реакционной идеологии, направленной на разъединение и ослабление единого народа, на развал государства. Они воздействуют, прежде всего, на сознание, вбивая, как гвозди, в умы людей ложные ценности и жизненные ориентиры, вербуя тем самым сторонников для продвижения отнюдь не национальных, а своих узко корпоративных интересов, прикрываясь при этом этническим колером, заботой об общем благе народа.

Практически россиян ставят перед выбором идентифицироваться по расовым признакам. Теперь мы уже не граждане, не единый народ, а русские и не русские, «белые» и «черные», мусульмане и право славные, кавказцы и москвичи.

Нам уже не столь важно, хорош или плох наш знакомый, сосед по квартире, даче, продавец на рынке, коллега по работе, сколько не является ли он лицом какой либо национальности, особенно «кавказской»? И если «да», наши судьбы и наши устремления заведомо разные, а отношения запрограммированы на подозрительность и враждебность.

– Чувствуете ли вы себя в Москве лицом так называемой «кавказской» национальности? Сталкивались ли с проявлениями национализма на бытовом уровне? Как реагируете?

– Аналогом этого абсурдного выражения, которое бездумно и безответственно тиражируется, в первую очередь, в СМИ, являются: лицо «уральской» национальности, лицо «московской» национальности, лицо «негритянской» национальности и т. п. Этот термин употребляется в уничижительном контексте и, по существу, используется для разжигания межнациональной и расовой ненависти, что является уголовным преступлением.

В каждом конкретном проявлении должно быть реагирование и ответственность, но для начала необходимо запретить употребление и тиражирование этого «понятия» в СМИ как нарушающее этику и профессиональную честь журналиста. С проявлениями национализма приходится сталкиваться, особенно на улицах, рынках и в общественных местах, где граждане России – не блондины, не белокожие – подвергаются дискриминации на бытовом уровне и зачастую со стороны правоохранительных органов. Отрадно отметить, что эта тенденция в последнее время заметно снижается. В этом положительном процессе сыграли роль позиция и заявления президента, руководителей государства и города Москвы, реагирование на эти уродливые проявления средств массовой информации и органов правопорядка.

Как действую в подобных случаях лично я? По разному. Если это моральный урод, не замечаю; если не справедливость проявляется со стороны административных и должностных лиц, стараюсь вмешаться и не допустить агрессии и унижения достоинства. Если так говорят совсем молодые люди, стараюсь просто с ними побеседовать, объяснить сущность национализма.

– Чего не хватает современной государственной политике в области межнациональных отношений? В чем мы отстаем от наших предков пери ода становления Российской империи и завоевания Кавказа, которые, по большому счету, демонстрировали и мудрость, и глубокое знание темы, и действительное уважение к представителям другой культуры?

– Объективно существуют социальные законы человеческого бытия, которые действуют точно так же, как законы физики, механики, математики. К сожалению, они еще не все осмыслены и открыты. Но законы эти действуют независимо от чьей либо воли, желания или настроения. И это – объективная реальность.

Вся история жизни человека на Земле состоит из на рушения социальных законов. Именно по этой при чине гибли империи, исчезали народы, а история человечества представляет собой бесконечную череду насилия и жестокости.

Важно понять, что мы подошли к такому рубикону современной реальности, когда очередного права на ошибку нет. Если раньше результатом нарушения социального закона становилось уничтожение определенного количества людей, то сегодня, с учетом технического прогресса, это становится угрозой для существования всего человечества.

Россия – это сообщество народов, исходящее из векового слияния множества культурных компонентов – эллинских, германских, славянских, финно-угорских, тюркских, монгольских, тунгусских и др.

И такая грандиозная панорама истоков – не только у славян, русских, но и всего остального населения мира.

Если не соблюдаются законы, права и свободы человека, то возникает необходимость идентификации людей по различным признакам: территориальному, языковому, расовому, этническому, половому, возрастному, элитарному, экономическому, историческому, физическому и т. д. Якобы в целях компенсации дискриминации, второсортности, ущербности. На самом деле искусственно создаются привилегированные понятия для самоутверждения своей исключительности и своего мнимого превосходства над другими: разделение на «свой» – «чужой».

Современная эволюция наций и самолюбование своей уникальностью и непохожестью на других на фоне мировой интеграции выглядит дикостью. Чем больше национализма, тем меньше прав и истинно го гуманизма у «гордящейся» нации. Отношения со знаком «плюс» возникают не между нациями, а между людьми. Уважение, дружба, любовь, доверие, сотрудничество существуют между людьми, а не между татарином и украинкой, армянином и еврейкой, русским и немкой.

Чем выше интеллект и общая культура человека, чем шире диапазон его познания, тем глубже его убеждение в абсурдности проявлений всякого национализма, шовинизма, расизма.

На примере русской истории очевидно, что единство и независимость Русского государства находятся в теснейшей взаимосвязи: стоит Руси пойти по пути разделения и разобщения внутри себя, по пути междоусобиц, по какому бы принципу оно ни происходило, или по иным причинам – она тут же, ослабев, теряет свою самостоятельность и величие.

– Как вы оцениваете решение о независимости Косово? Какие последствия оно будет иметь для многих спорных территорий в мире, в частности для Абхазии, Приднестровья, Южной Осетии?

– Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Тут не может быть черно-белой позиции. Независимость – принцип, который относится к правам и свободам личности, народа, государства. Но формирование государства, территориальных образований и тем более отделение по этническому признаку – это порочный подход, который приведет к конфронтации и напряженности в Европе, да и в мире в целом. Для определенных сил и структур подобные прецеденты служат негативным примером для подражания, для удовлетворения своих амбиций и политических целей в борьбе за власть и влияние.

Международное сообщество должно выработать единую позицию по Косово и всем своим потенциалом влиять на подобные события. Но одними запрети тельными мерами весьма сложную и болезненную ситуацию не разрешить. Нужен единый неформальный подход ко всем территориальноэтническим спорам, основанный на принципах международного права и согласия, конкретным ответом на сакраментальный вопрос «Что делать?».

Это необходимо сделать в кратчайшие сроки, пока не началась цепная реакция в других регионах, а их более чем достаточно.

– В вашей книге «Россия при Путине» сквозь общую довольно позитивную оценку пройденного за последнее десятилетие страной пути проступают и пессимистичные прогнозы перспектив России в обозримом будущем. От чувства тревоги не избавляет даже их гипотетический характер.

– Я бы не согласился с такой постановкой вопроса. Наоборот, чувство тревоги и пессимизма уходит, появляются надежда, ощущение стабильности и уверенности в завтрашнем дне, уважение к власти и самому себе. Именно об этом наша книга. Я позитивно оцениваю происходящие сейчас процессы, реформы. Уверен, что наметившийся сдвиг к стабильности, улучшению жизни и взаимоотношений необратим. Все это радует, вселяет оптимизм.

– Как вы оцениваете решение В. Путина возглавить правительство страны в нынешней, дале ко не простой социально-экономической ситуации? Не является ли это сигналом начала борьбы с коррупцией, которую вы в своей книге обозначаете как одну из главных бед России? Како вы шансы В. Путина на успех и возможен ли он вообще в этом вопросе?

– Президент Путин приобрел громадный политический опыт, завоевал реальный авторитет, уважение и поддержку как в России, так и в мире, начал вы водить страну из глубочайшего кризиса, реально, на деле добился стабильности. Ничем себя не запятнал и не скомпрометировал, поэтому не должен уходить из политики, а самое главное, уходить на заслуженный отдых от своих начатых, но не завершенных дел. Думаю, что им движет не личное, а ответственность перед страной, народом и в не малой степени перед самим собой.

Что касается борьбы с коррупцией, то мы все сегодня уже видим не прожекты и обещания, а реальные действия и результаты, в том числе и в Ставропольском крае.

Позитивный процесс, начавшийся и продолжающийся, необратим. Это объективный ход истории, социальный закон, согласно которому существует прогресс и развитие всего живого на земле, хотя бы потому, что мы все желаем счастья и здоровья своим детям.

 

 

© Публикуемый материал является объектом авторского права. Запрещается копирование, распространение или любое иное использование информации без предварительного письменного согласия правообладателя.

 

 

Оставить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Институт стратегии
Национальной безопасности

© 2003-2022 гг. Все права защищены.