Возведенные императорской Россией мемориалы и памятники, посвященные событиям на Гунибе,
неопровержимо разоблачают ложь o пленении.
Подробно в гл. 9 тома 3 «Пленение» имама Шамиля – событие, которого не было».
Имам Шамиль, как суверенный глава государства, представлял интересы горцев Кавказа, выдвинул и определил условия прекращения кровопролитной войны, заключения мира. Эти условия Шамиля были выполнены А. Барятинским и православным государем Александром II.
Геополитический смысл, идею, значение заключения мира убедительно и непререкаемо являют все мемориалы и памятники, возведенные в честь завершения войны на Кавказе.
На Гунибе:
1. На знаменательном камне, где сидел А. И. Барятинский 25 августа 1859 года на Гунибе в исторический момент заключения мира с имамом Шамилем, было высечено: «1859 года 25е августа, четыре часа пополудни». «Пленение» не увековечено;
2. В начале 60 годов XIX века на Гунибе рядом с церковью сооружен столб, вокруг которого положены орудия и снаряды имама. Надпись на столбе: «орудий 16, снарядов 294. Дагестан 1859 год». О «пленении» – ни слова.
3. В 1894 году возведена каменная пирамида в южной части Гунибского плато – памятник солдатам Апшеронского полка, первыми проникшим на Гуниб. На пирамиде – металлическая доска с надписью: «Сооружена в 1894 года обществом офицеров 81го Апшеронского пехотного полка, в ведении которого и находится». «Пленение» не увековечено.
4. В 1909 году на пирамиду прикрепили новую табличку с Георгиевским крестом в обрамлении лаврового венка и георгиевской ленты, на которой были выбиты слова:
«Апшеронцам, первым поднявшимся на Гуниб. 25го Августа 1859 года». «Пленение» не увековечено.
В Темир-Хан-Шуре (Буйнакске):
4. В 1894 году в Темир-Хан-Шуре (Буйнакске) – возведен памятник на церковной площади – скала с бронзовым орлом наверху, вокруг – врытые в землю орудия. На памятнике – бронзовая доска с надписью: «Апшеронцам за Гуниб». О «пленении» не отмечено.
Никаких слов о «сдаче в плен имама Шамиля», «капитуляции» главы государства Имамат, «покорении» неустрашимого праведника, жившего по законам вероучения Пророка (мир ему и благословение Аллаха), шейха – духовного вождя мусульман Кавказа – в возведенных мемориалах, памятных надписях нет.
Императорская власть создавала мемориалы и памятники как свидетельства мирного вхождения Кавказа в состав Российской империи.
В случае реальности пленения имама Шамиля на Гунибе никто ни в России, ни на Кавказе не посмел бы замолчать, сокрыть победу русских солдат – «апщеронцев», «ширванцев», пленивших Шамиля – никто не осмелился бы отнять этот триумф у Барятинского и императора.